Отзывы о специалистах

Очень долго искала «своего психолога», перечитала кучу отзывов и не пожалела. Елена Анатольевна профессионал своего дела и оказала мне именно ту помощь, в которой я нуждалась.

Оригинал отзыва

©
Почему обращаются к нам?
Почему обращаются к нам
  • Новейшие технологии
  • Опытные специалисты (средний стаж более 10 лет)
  • Тысячи успешных случаев лечения и коррекции
  • Множество отзывов от благодарных клиентов
  • Медицинская лицензия

Как отслеживать автоматические мысли

Одна из центральных идей когнитивно-поведенческой терапии — концепция когнитивных искажений. Когда мы оцениваем ситуации, мы постоянно допускаем логические ошибки, которые не замечаем. Они вызывают дискомфорт и создают проблемы в жизни. Примеры когнитивных искажений — катастрофизация, черно-белое мышление, чтение мыслей, предсказание будущего.

Если научиться следить за типичными для себя когнитивными искажениями и критически к ним относиться, психическое состояние улучшится. Поэтому терапевт дает задание вести дневник.

Заполняя дневник, вы можете проследить важные вещи:

  • типичные для вас мысли, типичные выводы, которые вы обыкновенно делаете из различных ситуаций
  • из-за чего появляются определенные мысли
  • как мысли связаны с вашим состоянием, они улучшают его или ухудшают
  • насколько ваше поведение связано с вашим состоянием, помогает ли оно вам достигать целей и регулировать свое психическое состояние

Это задание показаться простым, но клиенты сталкиваются с большим количеством сложностей. На следующих примерах вы можете потренироваться в распознавании типичных трудностей.

Базовый дневник выглядит так:

Ситуация

Автоматические мысли

Эмоции или физические ощущения

Поведение

Кто?

Где?

Когда?

Что?

Какие мысли или образы возникли в сознании? Насколько вы им верили в тот момент (от 0 до 100%)?

Какие эмоции вы испытали в этот момент?

Они сопровождались физическими ощущениями? Насколько сильными они были (по шкале от 0 до 100)?

Как вы отреагировали?

Пример 1. Депрессия

Первый вариант клиента:

Ситуация

Автоматические мысли

Эмоции/физические ощущения

Поведение

Ничего особенного не происходило, обычный день.

«Я никогда не выйду на работу»

Верил на 80%

Грусть (100 из 100)

Усталость (80 из 100)

Никак

Ошибки. Ситуация и поведение не описаны. Не бывает так, чтобы ничего не происходило и люди никак себя не вели. Умение понять, что в ситуации предшествовало мыслям, и в чем заключается поведение, — важный навык, который формируется в процессе работы.

Исправленный вариант:

Ситуация

Автоматические мысли

Эмоции/физические ощущения

Поведение

10 утра. Будильник звенит уже 15 минут, я пытаюсь проснуться и встать, но это очень тяжело.

«Я никогда не выйду на работу»

Верил на 80%

Грусть (100 из 100)

Усталость (80 из 100)

Бросаю попытки и выключаю будильник.

Пример 2. Панические атаки

Первый вариант клиента:

Ситуация

Автоматические мысли

Эмоции/физические ощущения

Поведение

Ехала на работу в метро, как обычно, утром много людей.

Ни о чем не думала, читала книжку.

Вдруг мне стало тяжело дышать, я почувствовала, что сейчас могу упасть в обморок, что совсем плохое самочувствие. 100 из 100

Вышла из вагона, села на лавочку, подождала, минут через 10 поехала дальше.

Ошибки. Первые три графы перепутаны. Умение отделять мысли от эмоций — один из наиболее сложных, но и чрезвычайно важных навыков, который формируется в процессе терапии. Именно на его формирование и направлено ведение дневника.

Правильный вариант:

Ситуация

Автоматические мысли

Эмоции/физические ощущения

Поведение

Ехала на работу в метро, как обычно, утром много людей. Читала книжку. Заметила, что стало трудно дышать.

Я задыхаюсь. Верю на 90 из 100%


Вдруг мне станет плохо, а тут столько народу, что я не смогу выйти из вагона и задохнусь. Верю на 100 из 100%


Вдруг я упаду в обморок. Верю на 50 из 100%

Трудно дышать 70 из 100

Сердцебиение 70 из 100

Страх 100 из 100

Вышла из вагона, села на лавочку, подождала, минут через 10 поехала дальше.

Мы не работаем с 30 декабря по 3 января и 7 января. В остальные дни ждем вас как обычно — с 10:00 до 21:00. Закрыть