Сенсорная интеграция
Подготовка к школе — одна из самых важных целей, которые ставят перед собой родители детей с особенностями — с задержкой психического развития, умственной отсталостью, а также установленным диагнозом аутизм.
Родители стараются заниматься с ребенком, но от упражнений нет эффекта — у него не сформирована познавательная система. Мало того, что он не умеет считать, читать, писать, малыш не запоминает, где находится, не слушается, всё время отвлекается. Его невозможно ничем заинтересовать, он погружен в себя и потому не стремится начать разговаривать.
Выстроить контакт с окружающим миром помогают педагоги и терапевты. Благодаря занятиям со специалистами у ребенка возникает потребность исследовать, пополнять «библиотеку» навыков, что позволит ему лучше адаптироваться к жизни.
Как проходит развитие детей с особенностями?
Типично развивающийся ребенок обучается и овладевает навыками закономерно, на уровне возрастной группы или сверстников, чего нельзя сказать о детях с особенностями развития. Формирование и обогащение чувственного опыта такого ребенка, его звукового и зрительного восприятия, а также познавательной деятельности — внимания, памяти и мышления — затруднено.
Ребенок не может выделить из окружающей среды отдельные элементы или обобщить их, а неразвитое восприятие и специфические недостатки памяти затрудняют знакомство с миром. Потому дети с особенностями зачастую не соответствуют общепринятым параметрам возрастного развития.
Соответственно, коррекционная работа при подготовке ребенка к школе требует немалых усилий, а программа для обучения должна быть адаптирована индивидуально под каждого малыша.
Как помочь особенному ребенку в обучении?
Особенные дети тоже хотят учиться. Но у них нет навыков, которые позволяют им делать это с удовольствием, как у других детей.
В отличие от взрослого, нервная система ребенка поддается тренировке и может компенсировать недостающие навыки.
При системном и последовательном подходе, которым владеет специалист, ребенка можно научить общаться с окружающей средой. Из огромного количества простых упражнений психолог выберет те, которые помогут конкретному ребенку, и составит программу сенсомоторного развития.
Почему программа интересна ребенку?
Программа предусматривает развитие и воспитание через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность. Такой формат вызывает положительные эмоции и таким образом улучшает восприятие новой информации.
Если ребенок будет воспринимать коррекционное занятие как слишком сложное и утомительное, он откажется в нем участвовать. Поэтому, чтобы появилась мотивация, занятие должно выглядеть, как игра или развлечение. Это одинаково верно для обычных детей и для детей с особенностями в развитии.
Как проходит занятие?
Прежде чем приступить к занятиям, специалист оценивает готовность ребенка к школе и проводит диагностику в рамках установленного диагноза.
На занятии ребенок овладевает следующими навыками:
- мелкая и крупная моторика;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов — развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Мелкая и крупная моторика — это броски в цель, развитие и координация движений кисти рук и пальцев, пальчиковая гимнастика, нанизывание бус, завязывание узелков, обводка, штриховка по трафарету.
Тактильно-двигательное восприятие — дети на ощупь определяют объемные фигуры и предметы, занимаются с пластилином, тестом. Играют с крупной мозаикой. Используются контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Ребенок различает и сравнивает предметы по весу (тяжелый — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие — формируются ощущения от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы.
Восприятие формы, величины, цвета — ребенок учится различать форму, узнавать основные геометрические фигуры, классифицировать предметы и их изображения по форме по показу, сравнивать два предмета контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Малыша учат различать основные цвета и составлять целое из частей на разрезном наглядном материале.
Развитие зрительного восприятия — это обследование предметов, дифференцированное зрительное восприятие двух объектов: ребенка учат находить отличительные и общие признаки. В предъявленном ряду предметов нужно определять изменения, находить лишнюю игрушку, картинку.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) — работа с контрастными температурными ощущениями (холодный — горячий), различением вкусов (кислый, сладкий, горький, соленый), запахов (приятный и неприятный). Ребенок учится различать и сравнивать предметы по весу (тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия — малыша учат различать звуки окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальные звуки. Специалист дает задание на различение речевых и неречевых звуков и подражание им.
Восприятие пространства — это ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) части тела; определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Малыш должен научиться двигаться в пространстве в заданном направлении (вперед, назад, в стороны), ориентироваться в помещении по инструкции педагога. Есть задания на пространственную ориентировку на листе бумаги.
Восприятие времени — специалист проговаривает с ребенком такие следующие понятия: сутки, части суток, последовательность событий (смена времени суток); вчера, сегодня, завтра; дни недели.
Какая польза от занятий?
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов ребенок с особенностями развития может научиться:
- узнавать и сравнивать предметы по заданным признакам;
- различать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- ориентироваться в пространстве, определять последовательность событий;
- самостоятельно согласовывать свои движения и действия;
- видеть временные рамки.
Всё это развивает в нем самостоятельность и формирует предпосылки для адаптации в социуме.
Когда видны первые результаты?
Скорость получения результата и результативность зависят от возможностей ребенка, тяжести дефекта и общего потенциала. Уровень умений ребенка с особенностями будет отличаться от «паспортного» возраста, а обучение новым навыкам и развитие проходит медленнее. Поэтому родителям придется набраться терпения.
У некоторых детей новые навыки и знания не формируются без специального обучения, поэтому не стоит преждевременно предъявлять «сверхтребования» к ребенку или занижать его реальные возможности.
Чтобы закрепить некоторые приобретенные навыки, необходим дополнительный домашний контроль. Специалист подробнее расскажет об этом, когда будет давать «домашнее задание».
Программа рассчитана на год в связи с коррекционной, развивающей направленностью. Необходимое количество занятий — 2–3 раза в неделю. Динамика развития детей отслеживается с помощью мониторинга социально-психологического развития ребенка 3 раза в год.
Приходите и мы научим Вашего малыша быть более самостоятельным и с удовольствием познавать окружающий мир.
Абонементы на нейропсихологическую коррекцию
В нашем центре действуют специальные абонементы на нейрокоррекцию:
Скидка | Экономия | Цена за 1 сеанс | |
---|---|---|---|
15 сеансов | 20% | 15 000 руб. | 4000 руб. |
10 сеансов | 10% | 5 000 руб. | 4500 руб. |
5 сеансов | 5% | 1250 руб. | 4750 руб. |
Без абонемента | 5000 руб. |