Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) — это расстройство развития, при котором память, внимание, мышление, эмоции, воля и другие психические функции ребенка несколько отстают от условно-возрастной нормы. Обычно выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте.
Ранняя квалифицированная диагностика и верно подобранное лечение позволяют максимально использовать ресурсы ребенка в процессе восстановления!
При реализации адекватной программы помощи дети «догоняют» сверстников и нормально адаптируются к школе, однако для достижения оптимальных результатов лечебно-коррекционных мероприятий в каждом случае требуется учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Почему возникает задержка психического развития?
Среди причин возникновения нарушений развития можно выделить две большие группы: биологические и социальные.
К биологическим причинам относят:
- проблемы во время беременности и в родах (токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, трудные роды и т.д.);
- наследственная предрасположенность — скорость развития и созревания (как физического, так и психического) во многом определяется генетически; если родители малыша развивались чуть медленнее сверстников, вероятность возникновения нарушений в развитии ребенка будет выше;
- инфекционные болезни, соматические заболевания;
- поражения нервной системы различного генеза (в результате травм, инфекций и т.д.).
В числе социальных причин задержки психического развития выделяют:
- острые и хронические психические травмы: физическое или психологическое насилие, развод родителей, семейные конфликты и т.д.;
- проблемы воспитания, педагогическую запущенность;
- неблагоприятные условия жизни ребенка (например, в социально неблагополучных семьях).
Для систематизации нарушений развития современные российские психологи обычно используют классификацию Клары Самойловны Лебединской, известного детского психиатра и дефектолога, в соответствии с которой задержки психического развития подразделяются на:
- конституциональные — обусловленные наследственностью;
- соматогенные — возникшие в результате какой-то болезни или патологического состояния (хронической инфекции, соматического заболевания, астении, дистрофии, аллергии и т.д.);
- церебрально-органические — обусловленные выраженными отклонениями в развитии головного мозга; чаще выявляются при осложненной беременности и трудных родах;
- психогенные — возникшие из-за неблагоприятных социально-психологических условий (узкого круга общения, ослабления эмоциональных связей между ребенком и взрослыми, чувства отверженности и обделенности и т.д.).
Как проявляется задержка психического развития?
Обычно выявляется в возрасте 5-7 лет, когда ребенок начинает готовиться к школе или идет в первый класс. Проявляется в незрелости мышления, недостатке знаний и практических навыков, недостаточности эмоционально-волевой сферы, неспособности выполнять задания, преобладании игровых стратегий поведения, более характерных для младшего возраста. Выраженность и наличие или отсутствие отдельных признаков у разных детей могут сильно различаться.
Заподозрить задержку психического развития можно и в более раннем возрасте. Родителям стоит насторожиться, если ребенок с запозданием развивался (поздно начал держать головку, сидеть, ходить, говорить), отстает от ровесников по уровню практических навыков (в зависимости от возраста — не умеет держать ложку, самостоятельно одеваться или обуваться и т.д.), плохо сходится со сверстниками, не участвует в общих играх, проявляет тревожность, агрессивность или нерешительность.
Диагностика и лечение
Поставить диагноз, определить причину возникновения патологии может детский психиатр-психотерапевт, который определит необходимый объём диагностических мероприятий: нейропсихологическое и патопсихологическое обследование, ЭЭГ, анализ крови «Нейротест», после чего назначит лечение, наиболее подходящее именно вашему ребёнку — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое.
В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия, коррекционно-развивающие (логопедические, дефектологические) занятия, БОС-терапия, групповая терапия (психологический МИМ-театр).
При реализации адекватно составленной комплексной лечебно-коррекционной программы у детей с задержкой психического развития довольно высокий абилитационный потенциал, они «догоняют» своих сверстников и могут учиться в обычной школе, в полной мере усваивать необходимый объем знаний, получать хорошие оценки, нормально контактировать с учителями и одноклассниками. Но для гармонизации развития ребенка, повышения его когнитивного уровня, нормализации волевой и эмоционально-коммуникативной сферы необходима длительная и комплексная работа команды специалистов.
Так же, врач-психиатр-психотерапевт определит необходимость семейно-родительских консультаций — для любого ребёнка отношения с родителями — самые важные отношения, во многом определяющие всю его жизнь. Именно в этих отношениях ребенок формирует понимание собственного «Я», получает запас любви и безопасности, из которого в последующем будет черпать силы при решении «взрослых», серьезных проблем.
Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать семейные отношения и вместе найти дополнительные возможности неконфликтного взаимодействия, что бывает очень трудно, а порой и невозможно сделать, находясь внутри семейной системы.
Направления помощи:
Цены
Услуга | Длительность | Стоимость |
---|---|---|
Прием врача психотерапевта, психиатра первичный | 55 мин | 7 000 ₽ |
Прием врача психотерапевта, психиатра д.м.н. первичный | 55 мин | 10 000 ₽ |
Полное нейропсихологическое обследование | 90 мин | 6 500 ₽ |