Нейропсихологическая диагностика
Высшие психические функции у ребенка формируются поэтапно, начиная с внутриутробного периода: слух, внимание, координация, память формируются в разное время и в определенной последовательности. Деятельность мозга – это совокупность действий нейрофизиологической, нейрохимической и других систем, и каждая система вносит свой специфический вклад в формирование у ребенка высших психических функций.
Гармоничное развитие психических функций у ребенка происходит только в условиях активной социализации. Определить индивидуальную картину развития психических функций, выявить отклонения или отставание в развитии может специалист – нейропсихолог по результатам нейродиагностического обследования.
Детская нейропсихология изучает организацию психических процессов в головном мозге человека в период его развития - с момента рождения и на протяжении всего периода взросления – вплоть до достижения человеком зрелого возраста. Нейропсихолог оказывает помощь детям, которые испытывают проблемы с развитием, а также здоровым детям, которые в силу своих индивидуальных особенностей испытывают трудности с усвоением новой информации или не могут в полной мере реализовать свои способности.
Нейропсихологическое обследование
Нейропсихологическая диагностика проводится со следующими целями:
- выявление у ребенка функциональных нарушений мозга;
- выявление особенностей психических процессов, которые определяют уровень физического, умственного и эмоционального развития ребенка;
- определение психофизиологических характеристик деятельности мозга и выявление патологий в функциональной асимметрии полушарий мозга, которые обеспечивают психическую деятельность человека (т.е. определение преимущественной латерализации патологического процесса);
- выявление поврежденных и сохраненных звеньев психических функций.
Комплексная нейродиагностика включает:
- исследование двигательных функций ребенка,
- диагностику зрительного и зрительно-пространственного гнозиса (способности узнавать предметы с помощью органов чувств),
- исследование речевых функций,
- исследование памяти,
- уровня интеллекта,
- чтения и письма.
С помощью специальных тестов производится исследование межполушарной асимметрии (оценка праворукости и леворукости).
Такая всесторонняя диагностика позволяет специалисту понять особенности развития данного ребенка, составить полную карту всех системно-динамических перестроек, происходящих в его мозге, определить уровень его психического развития и при необходимости составить индивидуальную программу нейропсихологической коррекции, соответствующую особенностям психического развития данного ребенка.
В нашем Центре для обследования детей применяется метод нейропсихологической диагностики, разработанный основателем нейропсихологии Александром Романовичем Лурия. В настоящее время этот метод является наиболее достоверным и позволяет точно и всесторонне определить состояние психических функций пациента.
Нейропсихологическая диагностика ребенка производится в отдельном кабинете, в доброжелательной и спокойной обстановке и при отсутствии посторонних людей. Наши специалисты общаются с детьми простым и понятным языком, короткими фразами. Обследование детей младшего возраста, дошкольников и младших школьников производится в игровой форме. Длительность обследования детей дошкольного возраста составляет от 20 до 30 минут, диагностика школьников начальных классов занимает от 40 до 50 минут, время обследования детей старше 10 – 12 лет может занимать от 1 до 1,5 часов.
Нейропсихологическое заключение
По итогам всестороннего нейропсихологического обследования составляется нейропсихологическое заключение. Данное заключение может включать следующие сведения:
- анамнез (общая характеристика пациента);
- динамику развития отдельных психологических симптомов (как дополнение к анамнезу);
- результаты экспериментального психологического исследования высших психологических функций ребенка, которые проводились с помощью методик нейропсихологической диагностики;
- характеристика внимания;
- состояние и особенности гностических процессов;
- состояние праксиса (наличие или отсутствие его нарушений), в том числе праксиса позы пальцев, праскиса пространственного, орального и динамического;
- характеристика памяти;
- характеристика интеллектуальной деятельности;
- характеристика счета;
- особенности и характеристики речевых процессов (чтения, письма);
- характеристика эмоциональных реакций;
- оценку полученных данных специалистом по детской нейропсихологии.;
- характеристику синдрома и указание локализации этого синдрома;
- итоговую оценку особенностей развития ребенка или выявленных нарушений мозговой деятельности, а также вывод о локализации поражения мозга, если оно было выявлено в процессе обследования.
Помощь специалиста
Гармоничность развития психических функций у ребенка определяется зрелостью лобных отделов головного мозга и их влиянием на подкорковые структуры головного мозга, при этом развитие мозга и формирование высших психических функций происходит непрерывно. Если в результате нейропсихологического обследования ребенка будут диагностированы некоторые нарушения его мозговой деятельности, не следует расстраиваться и тем более паниковать.
Раннее выявление дисбаланса развития мозговых структур и своевременная помощь специалиста помогут устранить выявленные проблемы, нормализовать характеристики высших психических функций ребенка и обеспечить гармоничное психофизиологическое развитие растущего детского организма.
Занятия с нейропсихологом в нашем Центре помогают ребенку преодолеть трудности в период подготовки к школе, быстрее адаптироваться к обучению в школе и преодолеть различные функциональные нарушения (отставание в речевом развитии, задержки психического развития и т.п.).
Цены
Услуга | Длительность | Стоимость |
---|---|---|
Консультация нейропсихолога | 55 мин | 5 000 ₽ |
Полное нейропсихологическое обследование | 90 мин | 6 500 ₽ |