Зачем нужен отец ребенку: 5 причин
: Время прочтения:
Что ребенку дает общение с отцом и как быть, если отца в семье нет — рекомендации психолога Виктории Мелиховой.
1 Папа заботится о паре «мама-ребенок» в первый год после рождения
На первом году жизни ребенок находится в абсолютном слиянии, симбиозе с матерью. Д. Винникотт говорил, что не существует отдельно матери и отдельно ребенка, есть только пара «мама-ребенок». Мать удовлетворяет все его потребности, и поэтому малыш может выжить.
У ребенка есть и другой родитель — отец. Детям нужен папа: его голос, прикосновения, сильные руки малыш ощущает с первых дней жизни. Сила, защита, которую излучает отец, обеспечивает комфортную, спокойную обстановку не только малышу, но и его матери. Мама заботится о ребенке, а отец — о паре «мама-ребенок». Мама полностью принадлежит малышу и тоже становится уязвимой, нуждается в опоре, поддержке и защите.
Мама заботится о ребенке, а отец — о паре «мама-ребенок».
Малыш не только «передает» матери свои сигналы, но и «ловит» ее. Стоит маме хоть немного разволноваться, как начинает беспокоиться и малыш. Он питается молоком, а еще — мамиными эмоциями и впечатлениями. Поэтому очень важно, чтобы мама получала долю заботы, чтобы она чувствовала себя спокойно и безопасно. Тогда это состояние передается и ребенку. Отец заботится о матери, а мать о ребенке, поэтому, отец нужен детям не меньше мамы.
2 Помогает отделиться от матери и стать самостоятельным
Как одну из самых важных функций отца в формировании психики Ж. Лакан выделяет разделение матери и ребенка. Первое время отец мирится с полным растворением матери в малыше. Затем он постепенно начинает себя чувствовать покинутым. Многие женщины делятся переживаниями: муж начинает ревновать к младенцу, вспоминает время, когда его еще не было, старается вернуть внимание и заботу жены.
Ребенку приходится признать и осознать, что он не единственный у мамы, что кроме него есть другие люди, другая жизнь. Что мама с папой состоят отношениях, в которые ему доступа нет. Ребенок осознает, что мать не принадлежит ему, что у нее своя жизнь, другие отношения. Это может вызывать большое разочарование в матери. Ребенок все более и более отдаляется от нее, отделяется физически, отвыкает от груди, начинает ходить.
В момент, когда ребенок разочарован в матери, или когда ее нет рядом, он находит утешение в отце. Отец становится вторым объектом привязанности ребенка, к нему он обращается, когда матери нет рядом, или когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к ней — зачем же еще нужен отец ребенку?
Отец вторгается в пару «мама-ребенок», заявляет права на жену и способствует отделению матери от ребенка. Папа вселяет в ребенка ощущение реальности: что он родился в системе, в которой уже есть свои отношения, и он является лишь частью этой системы. Отец может вызывать у ребенка тревогу, агрессию, потому что именно отец устанавливает и защищает границы семьи, границы матери, помогает ребенку ощутить собственные границы, понять где есть я, а где уже не я.
Отец вторгается в пару «мама-ребенок», заявляет права на жену и способствует отделению матери от ребенка.
3 Учит соблюдать правила и понимать причинно-следственные связи
Задачи матери и отца в семье и в жизни ребенка различаются. Мама транслирует безусловную любовь и принятие. Она любит ребенка просто потому, что он есть. Она принимает его любым, таким, какой он есть во всех ситуациях, принимает все формы его поведения и продолжает любить.
Отец любит немного по-другому. Его задача — устанавливать правила, границы семьи. Он разделяет маму и ребенка, ставит все на свои места, расставляет «по полочкам», тем самым создает основу, структуру семьи, задает каждому место. Папа следит за соблюдением правил, может применить санкции при их нарушении. К папе обращается и мама, когда говорит, что «это нельзя, потому что папа так сказал». Так она получает уверенность в своих словах и действиях. Ведь за ней стоит сила — папа.
Папа следит за соблюдением правил, может применить санкции при их нарушении.
Папа ведет себя последовательно, он создает и защищает систему, он логичен, он тверд в своих правилах. Последовательность, логичность, предсказуемость — это то, что так необходимо ребенку на пути его психического развития. Последовательность и предсказуемость — это опора для ребенка, именно они создают чувство безопасности у ребенка. Он начинает понимать, что существуют определенные правила, и у него есть выбор: либо следовать им, либо нет, но тогда будут последствия. Ребенок нарушает правило, сталкивается с определенным результатом — теперь он может предсказывать события наперед.
К примеру, в семье есть правило, что ребенок смотрит мультики не более одного часа в день. Это логично, ведь если смотреть телевизор долго, глаза устанут и будут болеть. Если ребенок смотрит мультики дольше часа, на следующий день он должен дать глазам отдохнуть — не смотреть мультики вообще.
Ребенок получает выбор: либо он по сигналу сам встает и выключает телевизор, либо он смотрит мультики дальше, но на следующий день он не смотрит телевизор вообще. Один раз ребенок отказывается соблюдать правило и продолжает смотреть мультфильмы в течение двух часов. На следующий день папа непреклонен — телевизор не включаем, глаза должны отдохнуть, занимайся чем угодно другим.
Со временем ребенок начинает понимать: чтобы смотреть мультики каждый день, ему нужно соблюдать правило и выключать телевизор тогда, когда об этом просят родители. Вот он выбор: либо я смотрю, сколько хочу, но на следующий день не смотрю вообще, либо я соблюдаю правило и смотрю мультики каждый день. Ребенок сам принимает решение, как ему себя вести и с какими последствиями столкнуться.
4 Для сына: становится примером для подражания
Отец в семье, где растет мальчик, становится для малыша примером мужчины. Малыш выходит из слияния с мамой, постепенно начинает понимать свою принадлежность к мужскому полу, свое отличие от мамы и сестренки. Теперь помимо безусловной любви и принятия матери, ребенку нужен отец, как пример для подражания. Отец является проводником в мужской мир для сына. Его поведение во взрослом возрасте во многом зависит от того, каким был его отец, какой пример он подавал сыну. Именно пример. Дети реагируют не на родительские лекции, они подражают. Поэтому если отец много раз будет рассказывать сыну, например, о вреде курения, при этом держа в руке сигарету, желаемого результата слова не принесут.
Поэтому если отец много раз будет рассказывать сыну, например, о вреде курения, при этом держа в руке сигарету, желаемого результата слова не принесут.
Ребенок продолжает взрослеть, и вот он уже становится маленьким мужчиной. Он пробует себя, примеряет на себя будущие социальные роли. Мама становится для него прообразом будущей жены. Мамы сыновей в возрасте трех-пяти лет наверняка вспомнят своих «маленьких джентльменов», которые дарят цветы, засыпают комплиментами и обещают жениться, когда вырастут. Ребенок действительно испытывает восхищение, любовь к родителю противоположного пола, а родитель своего пола становится соперником. Это явление в своих трудах описывал З. Фрейд, называя его «эдиповым комплексом».
Отец становится соперником, конкурентом в борьбе за любовь и внимание матери. Здесь кроется огромный ресурс для развития ребенка. Он внимательно изучает отца, его привычки, его характер. Раз мама любит папу и живет с ним, значит что-то ее привлекает. И так важно понять, что это. Ребенок начинает подражать отцу, копировать его привычки, иногда даже надевать его одежду, мечтать, что когда вырастет, станет пожарным или врачом — как папа.
И снова задача папы и пример того, зачем нужен папа ребенку — установить границы поколений, объяснить маленькому мужчине, что когда пройдет много лет, он вырастет и обязательно станет похожим на папу, и, конечно же, у него будет своя жена, такая же, как и мама.
Отец дает пример мужского поведения, отношения к женщине на примере общения с мамой. Отец берет ребенка на рыбалку, катается с ним на машине. Когда отец чинит мебель, маленький сын рядом с ним стучит игрушечным молоточком. Отец в ходе совместной деятельности и игры с ребенком постепенно учит его быть мужчиной, следить за порядком в доме, заботиться о маме, защищать сестренку. Именно отец поддержит мальчика в вопросах его взросления, формировании мужской идентичности.
5 Для дочери: становится образцом мужчины
Первым и главным мужчиной в жизни девочки является отец. Его любовь и внимание оказывают огромное влияние на формирование детской психики. Аналогично мальчику, девочка хочет получить внимание отца и любовь отца.
В этом случае конкурентом становится мама. Чтобы привлечь внимание папы, нужно быть похожей на маму, которая является выбором отца. Девочка начинает подражать матери, наряжаться, копировать, как та готовит еду, убирает квартиру. Девочка идентифицируется с мамой, усваивает женскую роль.
Это всё имеет смысл, когда рядом есть папа, который будет восхищаться, радоваться, хвалить, любить. Девочка, которая напиталась любовью и восхищением отца, вырастает уверенная в себе, привлекательной для мужчин, умеющая достигать успеха и получать от этого удовольствие.
Девочка, которая напиталась любовью и восхищением отца, вырастает уверенная в себе, привлекательной для мужчин, умеющая достигать успеха и получать от этого удовольствие.
Девочка наблюдает за отношениями матери и отца. Когда она вырастет, она бессознательно будет искать мужчину, похожего на отца, либо диаметрально противоположного ему. Важно, чтобы девочка была свидетелем любви, взаимоуважения, взаимопонимания между родителями.
Независимо от пола ребенку важно почувствовать, что отец гордится и восхищается ребенком. В противном случае, ребенок всю жизнь будет стремиться достигать успеха, но никакой результат не принесет ему радости. Ведь восхищения, похвалы не хватило именно там, в раннем детстве, от своего отца — еще один яркий пример, почему отец нужен детям.
Если реального отца нет в семье
Часто бывает, что в семье нет реального отца. Важно создать условия, чтобы ребенок создал себе его образ.
Не стоит рассказывать, какой негодяй его отец. Чувство вины ляжет и на ребенка — «я сын/дочь плохого отца, я тоже плохой». Если отец ушел из семьи или общение с ребенком невозможно, важно объяснить, что папа ушел не потому, что ребенок «плохой», а потому что у них с мамой не получилось жить вместе. Мама и папа все равно его любят, независимо от того, вместе они или нет.
...папа ушел не потому, что ребенок «плохой», а потому что у них с мамой не получилось жить вместе. Мама и папа все равно его любят, независимо от того, вместе они или нет.
Очень хорошо, если у ребенка есть возможность общаться с фигурами, которые замещают отца. Это могут быть старший брат, дядя, дедушка, отчим.
Из рассказов о папе, фотографий, ранних воспоминаний, опыта общения с другими мужчинами ребенок формирует собирательный образ отца, который будет помогать его психике развиваться.
Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна