: Время прочтения:

Удивительно, но наличие чувства значимости у ребенка напрямую влияет на его поведение. Поэтому, если ребенок капризничает, не слушается, делает все назло, в то же время получает достаточно внимания, корень нужно искать в чувстве значимости. Как же дать ребенку возможность почувствовать себя большим, сильным, смелым, значимым? Рассуждает детский психолог Виктория Мелихова.

Как развить в ребенке качества супергероя: ответственность, инициативу и смелость

Чувство значимости необходимо любому человеку. Это одна из базовых психологических потребностей, без удовлетворения которой невозможно благоприятное психическое развитие ребенка. Ребенку жизненно необходимо чувствовать, что его видят, его чувства принимают, с ним считаются, его спрашивают. Ему важно знать и чувствовать, что он может, что мама и папа гордятся им.

Самый маленький ребенок — уже личность. Пусть еще совсем маленькая и неопытная, но достойная уважения. В детстве закладываются основы психологического благополучия человека во взрослой жизни.

Четырехлетний ребенок все время прыгает, залезает высоко на лестницу, приносит большие предметы, бросает мяч в бассейн и при этом смотрит на маму, как бы говоря ей: «Мама, посмотри, какой я сильный, как я умею, посмотри, как высоко я залез, восхитись мной». Часто в работе с детьми приходится проговаривать эти слова раз за разом в присутствии родителей, объяснять, как много значит сейчас для ребенка родительское восхищение.

Около четырех-пяти лет дети уже активно идентифицируются с сильными персонажами мультфильмов и сказок, как бы примеряя на себя всю их силу и мощь, желая быть такими же и даже лучше. Мальчики становятся «человеками-пауками» и «гераклами», демонстрируя силу и ловкость. Девочки хотят походить на принцесс, вызывая восхищение.

Адекватная реакция родителей закладывает основы будущего ощущения ребенком самого себя во взрослом возрасте, а также его взаимоотношения с противоположным полом.

Как укрепить чувство собственной значимости ребенка

Вот пять базовых вещей, которые помогут укрепить чувство собственной значимости малыша.

1 Выделить время, чтобы выслушать ребенка, спокойно поговорить, поделиться. Очень важно слушать и слышать ребенка. Не обязательно часами сидеть возле него, достаточно и нескольких минут. Но так, чтобы кроме ребенка для вас не существовало больше никого. Чтобы придя из школы, он мог поделиться своими впечатлениями, своими чувствами, фантазиями и ожиданиями. Чтобы он смог сказать, как он скучал по вам и услышать то же самое в ответ. А главное, это почувствовать. Что он любим, значим, уважаем.

2 Предоставить ребенку выбор. Что надеть, красную футболку или синюю. Есть на обед суп или борщ, пойти гулять в парк или на площадь, посмотреть «Спанч Боба» или «Трех котов»... Важно предоставлять ребенку выбор, давать ему возможность участвовать в обсуждении важных семейных вопросов, высказывать свое мнение.

3 Поручить адекватные возрасту домашние обязанности. Кроме того, у ребенка должны быть свои домашние обязанности, которые также обязательно согласуются с ним. По мере его взросления они должны усложняться. Тогда ребенок будет чувствовать, что он может, он влияет, он значит. Очень хорошо, если дома есть домашние животные. С их помощью ребенок научится заботиться о других, принимать на себя ответственность, сочувствовать. Это закладывает базовые навыки заботы о своих будущих детях, понимание, что не только они, но и другие нуждаются во внимании и заботе.

4 Предоставить личное пространство. У ребенка в доме обязательно должно быть свое личное пространство, которое он обустраивает так, как хочется ему. Где он сможет уединиться, где будут лежать его вещи, которые никто не будет трогать. Место за чистоту и порядок которого будет отвечать только он. Представляете, как вырастет самооценка у маленького человека, когда у него есть его собственный мир, где хозяин только он! Если нет возможности выделить ребенку отдельную комнату, пусть это будет хотя бы уголок.

5 Проводить время вместе. Еще один фактор, укрепляющий чувство собственного достоинства у ребенка — это совместное времяпрепровождение с родителями. Прогулки в парке, поездки на море, в лес, завтрак по выходным утром в кафе, эти моменты ребенок будет помнить всю свою жизнь. Ведь в этот момент он был с мамой и папой, он был для них важнее всех людей на земле. Он владел их вниманием и их временем. Для ребенка любовь измеряется проведенном вместе с ним времени. Это не купишь ни за какие деньги.

Что убивает в ребенке чувство собственной значимости

В следующих примерах родители делают обратное — подавляют в ребенке самостоятельность, желание экспериментировать, развиваться. Такого поведения стоит избегать.

Сверхопека. Один из способов подавления собственной значимости ребенка — родительская сверхопека. За ребенка делают все, даже то, что он вполне может сделать сам. Все его проблемы и вопросы решаются еще до их возникновения. Вся его жизнь расписана еще с момента зачатия: куда пойдет учиться, где будет жить, с кем вступит в брак, как будут звать его детей. Ребенка ограждают от всех сложностей, его постоянно контролируют, не дают даже шага сделать самостоятельно. Ему постоянно звонят, спрашивают где он, с кем, когда придет. Его не пускают на дискотеку со сверстниками. Запреты, ограничения, принятые за него решения...

Что чувствует такой ребенок? Я не справлюсь сам. Мне не доверяют. Я не значим. Я не имею своих чувств и желаний. Я полностью завишу от родителей. Эти дети не могут экспериментировать, получать свой собственный опыт, а ведь это и является основой повышения чувства значимости.

Вседозволенность. Другая крайность — это вседозволенность. Когда ребенку можно абсолютно все, когда не существует никаких границ. Конечно, если никогда и ничего не запрещать, это до добра не доведет. Очень важно, чтобы ребенок участвовал в установлении запретов. Чтобы они были понятны для него, сколько бы лет ему не было. Выслушать мнение ребенка, позволить сказать о своих чувствах, объяснить суть запрета — вот как можно здорово поддержать чувство значимости малыша. Он теперь не слепо подчиняется. Он сам чувствовал в установлении этого правила, поэтому его соблюдение — это уважение прежде всего к самому себе и его осознанный выбор.

Требование безоговорочного послушания от ребенка. Как много всего стоит за родительской жалобой «он плохо себя ведет». Когда выясняешь подробности и значение этой фразы для родителей, оказывается, что ребенок не хочет безоговорочно слушаться и исполнять все родительские приказы. Любое неудобное поведение ребенка для взрослых трактуется как баловство и невоспитанность.

А давайте вспомним пожелания наших близких на день рождения в детстве: «...желаю тебе слушаться маму и папу, всегда радовать их, быть хорошей, послушной девочкой (или мальчиком)». Интересно, кому адресовано это пожелание.

Буквально на днях видела картину в маршрутке: ребенок сидит рядом с мамой впереди меня. Ему становится скучно и он начинает болтать ногами, пытаясь немного развлечь себя и получить удовольствие. Рядом сидящая мама строго говорит: «Прекрати сейчас же! А то придет злой дядя и заберет тебя». Страшно даже представить, что творится в душе у малыша. А самое главное, он запоминает на всю жизнь: получать удовольствие, самовыражаться — нельзя. За это могут наказать, забрать от мамы. А это самый главный страх ребенка — остаться без отношений, без мамы.

Другой пример: мальчик лет четырех заходит вместе с мамой в магазин. Мама покупает продукты, мальчик показывает пальчиком на витрину: «Хочу вот этот сыр». На что мама начинает нервничать: «А ну не трожь. Я тебе говорила, что дети не должны ничего трогать в магазине». Ребенок недоумевает, он ведь просто хотел выбрать сыр, а ему уже и на возраст указали, и притрагиваться ко всему запретили.

Но малыш не сдается: «Хочу сыр, купи, купи». Тут уже вмешивается стоящая рядом в очереди тетя Маша: «Фу, какой невоспитанный ребенок! Как он кричит!» Маму переполняет чувство стыда, а достается снова ребенку: «Мал еще, чтобы выбирать. Мало ли чего ты хочешь! Перехочешь. Что куплю, то и будешь есть». Бедный малыш или впадает в истерику или, что еще хуже, просто смиряется, замолкает. Ведь так безопаснее... Взрослые думают, что они победили, «поставили ребенка на место, а то совсем разбаловали». На самом деле его просто сломали. Он еще не успел что-то захотеть и попросить, как ему сразу указали на его место, велели замолчать и смириться с тем, что дадут.

Этот ребенок навсегда усвоит урок: я ничего в этом мире не значу, все уже решено за меня, влиять на что-то бесполезно и даже опасно, остается довольствоваться тем, что есть. Пройдет много лет, ребенок вырастет. Однако вряд ли он кому-то сможет сказать твердое «нет», он будет работать «от звонка до звонка» за копейки, бояться возразить начальнику и даже думать не станет, что может он хочет другой жизни, другой работы, другой зарплаты. Он словно будет подбирать за другими то, что осталось. Вряд ли он заявит о своем мнении, он будет смотреть популярные передачи и пить пиво по выходным. И думать, что это и есть жизнь. А все успешные люди, которые имеют свое мнение, просто воры, мошенники и выскочки.

Пройдет много лет, ребенок вырастет. Однако вряд ли он кому-то сможет сказать твердое «нет», он будет работать «от звонка до звонка» за копейки, бояться возразить начальнику и даже думать не станет, что может он хочет другой жизни, другой работы, другой зарплаты.

Его желания, его мнение, его чувства остались в том самом магазине.

Конечно, все происходит не за один раз и не за один день. Но если ребенок день за днем не чувствует, что с его мнением считаются, что его уважают, что его видят и слышат, он либо уходит в постоянную борьбу, вплоть до девиантного или даже преступного поведения, или замыкается и становится удобным, послушным и покладистым, но далеко не счастливым человеком.

Представьте, что вы разговариваете не с ребенком, а с самим собой

Очень часто дети сталкиваются с чрезмерным нравоучением и морализаторством со стороны взрослых. Ребенка все время учат, учат, ему читают нотации, запрещают. Иногда взрослые даже не отдают себе отчет, как они разговаривают с детьми! Можем ли мы представить, что когда подруга советует нам выбрать то или иное платье, мы скажем ей: «Замолчи, чтоб ты в этом понимала!» Или если муж скажет, что он устал и не хочет мыть посуду, что помоет завтра, станем ли мы кричать на него: «А ну быстро пошел и убрал все, я кому сказала!» Это как минимум смешно, глупо и нелепо. Так почему мы позволяем так обращаться с детьми?

Известная цитата Пегги O’Мара гласит: «Будьте осторожны с тем, как вы разговариваете со своими детьми. Однажды это станет их внутренним голосом».

Известная цитата Пегги O’Мара гласит: «Будьте осторожны с тем, как вы разговариваете со своими детьми. Однажды это станет их внутренним голосом».

Чтобы лучше понять, как себя чувствует ребенок в тот или иной момент, можно представить себя на его месте. Понравилось бы вам, если бы вам сказали то, что вы говорите ребенку? Что бы вы почувствовали? Разница между ребенком и взрослым только в росте и полученном опыте. Ребенок — такая же личность. У него есть свой характер, свое мнение, свои чувства, свой взгляд на мир. Это нормально, это здорово! Это важно принимать и поддерживать в ребенке. Важно помнить, кого вы хотите воспитать: послушного и удобного или успешного, знающего себе цену, уважаемого человека.

Конечно, речь не идет о вседозволенности. Запреты и ограничения нужны и необходимы. Важно уметь слушать малыша, учитывать его мнение, его чувства, давать ему выбор, давать делать самому то, что ему по силам. Важно, чтобы ребенок не просто слепо подчинялся, потому что «я так сказала». А делал то, что вы попросили, потому что это важно, потому что это поможет маме, потому что это вызывает у ребенка положительные эмоции, это хочется делать, а не просто потому, что в противном случае весь вечер проведет в углу.

Ребенку тоже может быть обидно и неприятно. Чем больше давление на ребенка, тем сильнее будет его сопротивление.

Каждому, даже самому маленькому человеку важно чувствовать уважение к себе, иметь ощущение, что «я что-то значу, я могу решать и влиять, я имею свое мнение и свои чувства. Я существую». Тогда не будет необходимости в плохом поведении ребенка, протесте, уходе из дома, употреблении вредных веществ и совершении правонарушений подростка. Тогда будет расти и развиваться свободный, успешный, самостоятельный, уважаемый человек, гармоничная личность. А не это ли цель любого воспитания?

Шинко Лилия Стефановна, Клинический психолог, нейропсихолог
Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Лилии Стефановне.