«Идем на взлет»: Как понять, что ребенок готов к школе
: Время прочтения:
Спор о том, во сколько лет отдавать ребенка в школу, — вечная тема для учителей и родителей. Да и момент передачи ребенка «из теплых маминых рук» в руки первого учителя всегда проходит с сомнениями — а готов ли мой малыш к обучению в школе? Как ребенка подготовить к школе?
Важными рекомендациями делится Елена Мудрак, школьный психолог со стажем работы более десяти лет.
Когда идти в школу? Каждый родитель с таким вопросом волнуется, насколько ребенку будет комфортно находиться в новой обстановке. Сможет найти друзей? А учительница не слишком строгая? Считает и читает не хуже других? Не станет ли изгоем? Это больные вопросы всех мам первоклассников.
Реальная готовность ребенка к школе состоит из двух основных пунктов:
- готовность физическая,
- готовность психологическая.
Физическая готовность к школе
С физической готовностью все более-менее ясно. К ней относятся:
- выносливость — от нее напрямую зависит работоспособность, а, следовательно, и успеваемость школьника;
- ловкость, скорость и сила — важные качества для групповых занятий, подвижных игр, досуга после уроков;
- хорошее здоровье — ребенок без хронических заболеваний, травм, особенностей физического развития лучше адаптируется к школьным нагрузкам.
Трудности со здоровьем и физические отличия не приговор, а повод искать специальную школу и педагогов, которые работают по адаптированным программам в соответствии с ФГОС и программой инклюзивного образования. Под присмотром компетентных учителей ребенок раскроет свой потенциал.
Психологическая готовность
Психологическую готовность проверить и оценить сложнее. При этом она играет решающую роль в успеваемости и желании ребенка учиться.
К психологической готовности относятся мотивация, коммуникативная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
1 Мотивация: знать, что такое школа
Это основополагающая характеристика. Именно она является сильнейшим пусковым механизмом и стержнем для достижения результата.
Как проверить. Задайте ребенку вопросы:
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Почему хочешь (почему не хочешь)?
- Что тебя там ждет?
Чем ближе его ответы к реальности, тем выше мотивация.
Приведем пример. Если малыш хочет идти в школу, чтобы получить новый статус «школьник» (как у приятелей по двору) или постоять в нарядной форме на линейке — мотивация является внешней. Скорее всего у ребенка наступит разочарование. Постоять 30 минут на празднике и проучиться 9–11 лет — согласитесь, шокирующее несовпадения ожиданий.
Если ребенок отвечает, что хочет получить новые знания, узнать «обо всём на свете», радовать маму с папой хорошими оценками, это больше похоже на школьную реальность. Это уже внутренняя мотивация! И разочарований будет меньше. Не так важно, в сколько лет идут в школу дети, важно их отношение к процессу обучения.
У ребенка есть мотивация стать школьником, если он:
- понимает правила поведения в школе, о которых вы рассказываете;
- говорит о готовности выполнять домашние задания и не опаздывать на уроки,
- позитивно и с энтузиазмом отзывается о новом статусе.
2 Коммуникация: уметь дружить
Коммуникативная готовность — это умение выстраивать дружеские отношения в коллективе. Из школьного детства все помнят, как в каждом классе над кем-нибудь да издевались, кто-нибудь обязательно (иногда даже временно) оказывался в изоляции, одиночестве. Родители боятся такой участи для ребенка.
После десяти лет работы в школе могу с уверенностью сказать, что не дружат только с двумя категориями детей: с любителями ябедничать, выкрикивать, бежать «впереди паровоза» и теми, кто сам сторонится общения. В остальных случаях дети находят друзей. Даже хвастунишки имеют минимум одного постоянного друга в классе.
Как проверить. Оцените себя, ведь ребенок копирует вас: умение поддерживать дружеские отношения, общаться, идти на уступки и отстаивать свое мнение. Вы может и удивитесь, но все самое «нужное» ребенок от вас уже перенял.
У ребенка много шансов выстроить доверительные отношения, если родители и близкие:
- стараются разобраться в проблеме, ищут мирные решения;
- принимают точку зрения другого;
- не повышают голос.
Если родители переполнены эмоциями, уверены в существовании только двух мнений («мое и неправильное») и готовы часами жарко спорить, учителю придется потрудиться над стилем и манерой общения ребенка с одноклассниками.
3 Интеллект: уметь учиться
На интеллекте базируется успеваемость в обучении. Ниже семь основных характеристик.
1. Дифференцированное восприятие. Ребенок может копировать геометрические формы, буквы, сохраняя размерность; способен дорисовывать детали изображения по образцу или на основе образов (например, дорисовывает картинку, на которой изображено пальто без пуговиц); способен дорисовать симметричную половину какого-то предмета.
2. Развитое внимание. Ребенок способен работать не отвлекаясь в течение 10 минут, а также переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
3. Развитое наглядно-образное мышление. Ребенок собирает мозаику-картинку из 6–8 неодинаковых по размеру и форме частей; может складывать модели по схеме, ориентируется на плане комнаты.
4. Аналитическое мышление. Может перечислить различные свойства предметов, выделить из них существенные; умеет сравнивать предметы между собой; способен подбирать обобщающие понятия — мебель, молочные продукты, водный транспорт; может выложить серию из 6 последовательных картинок и составить по ней рассказ.
5. Развитое непосредственное запоминание. При трехкратном повторении 10 слов ребенок запоминает не меньше 7; может воспроизвести стихотворение из 4–8 строк после трех повторений; способен узнать не менее 6–7 простых картинок из показанных 9-ти.
6. Логическое запоминание. Ребенок запоминает 10 слов, нарисовав к ним картинки; может запоминать, группируя слова по смыслу.
7. Развитое воображение и творческое мышление. Ребенок может превратить геометрическую фигуру в предмет или животное, дорисовав линии в соответствии со своей фантазией.
Обобщим: хорошо развитая устная речь, стремление к чтению книг, запоминанию стихов, умение пересказывать смысл прочитанного, умение проводить логические связи между предметами, устанавливать причинно-следственные связи, отделение главного от второстепенного, любознательность — основные показатели интеллектуальной готовности.
4 Эмоции и воля: контролировать себя
Школьник с достаточной волевой готовностью умеет:
- слушать и концентрировать внимание;
- сдерживать свои эмоциональные порывы;
- пользоваться школьными принадлежностями и поддерживать порядок на своем рабочем месте, в рюкзаке;
- соблюдать принятые в классе нормы.
Как проверить. Случается, что на вопрос учителя ребенок отвечает не по существу, а выкрикивает с места что-то личное, чрезмерно волнующее его, навеянное вопросом или текстом упражнения. Получается как в стихотворении: «А у нас сегодня кошка родила вчера котят».
Чтобы проверить эмоционально-волевую готовность, проиграйте с ребенком ситуации, в которые ему предстоит попадать в школе, и понаблюдайте за его поведением. Дайте задание, в котором надо четко следовать руководству. Определите время выполнения отдельных действий.
Чтобы понять, готов ли ваш малыш к школе, можно также использовать несложные проверочные тесты. Один из самых популярных — тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. В школе ее часто используют для установления контакта и первого знакомства с будущими первоклассниками.
Что делать, если ребенок не справился с заданиями? Готовимся к школе!
Отчаиваться не стоит. Если до школы есть возможность подождать год, вы вполне можете заниматься с ребенком дома. Подготовка ребенка к школе — посильная задача для родителей:
- Составляйте рассказы по картинкам, выделяя главное в сюжете книги.
- Старайтесь больше обращать внимание на то, что происходит вокруг во время прогулки.
- Учите несложные стихи.
- Просите развернутыми фразами повторить события за день или сюжет мультфильма, книги.
- Приучите считать, играя (сколько птичек сидит, сколько машин у подъезда).
Также можно отдать ребенка на курсы подготовки, которые есть во многих школах. Подготовка к школе детей в ее же стенах — отличное решение. Так ребенок не только расширит свои умения, но и получит новые знания, научится дружить с будущими одноклассниками и привыкнет к требованиям учителя. Подготовка к 1 классу обязательно нужна детям, независимо от того, во сколько лет идут в школу.
Если ребенку уже исполнилось 7 лет, идите в школу. Не забывайте помогать ребенку, чтобы справляться с трудностями вместе (но не вместо!).
Дети быстро адаптируются к новым условиям, если им помогать и поддерживать. Установите контакт с учителем, планомерно и последовательно отрабатывайте необходимые навыки и следуйте рекомендациям педагогов. У вас получится!
Главное — прислушивайтесь к своему ребенку и доверяйте своему сердцу.
Автор статьи: Мудрак Елена Александровна