: Время прочтения:

Уже больше двадцати лет в школах работают профессиональные психологи-практики, но вопрос о том, нужны они школе или нет все еще остается открытым.

В последнее время штат психологов, как и штат логопедов и медсестер, сокращают, перенаправляя детей в государственные или частные центры. Есть те, кто поддерживает эти меры и те, кто против.

Что может психолог в школе? И нужен ли он вообще?

Во-первых, кто обращается в школе к психологам? И зачем?

Учителя:

Могут обращаться по поводу своих учеников с целью получить рекомендации по налаживанию контакта с ними или же чтобы организовать их общение с психологом.

Могут обращаться по поводу своих собственных детей.

Могут обращаться по поводу собственных проблем: конфликты с коллегами, дома, с друзьями.

Ученики:

Могут обращаться по поводу разрешения конфликтных ситуаций с учителями, родителями, друзьями.

Могут обращаться с какой-то своей внутренней проблемой.

Могут обращаться по вопросам профориентации.

Родители:

Могут обращаться по поводу собственных детей.

Могут обращаться по поводу налаживания отношений с классом или с учителями.

Могут обращаться по поводу своих личных проблем в семье, в супружеских отношениях, на работе или с друзьями.

Квалифицирован ли психолог достаточно, чтобы помогать всем участникам образовательного процесса в полной мере?

Вероятнее всего нет, не зря же у психологов есть специализации: детский, семейный, клинический психолог, нейропсихолог и т.д. Поэтому часто школьный психолог играет роль «менеджера», который организует ту помощь, которая необходима ребенку.

Тем не менее, школьный психолог незаменим и компетентен в следующих вопросах:

  • Любой школьный психолог обязан проводить тестирование детей в течение года. Например, в случае с первоклассниками это тестирование внимания, памяти, восприятия, мышления, речевых и математических способностей. Тестирование самооценки, уровня тревожности, интеллектуальных возможностей, уровня мышления, профориентационные тесты также входят в обязательный перечень работ. Все эти данные вы имеет право получить и можете обсудить с психологом.
  • Если возникает конфликт с учителем, учеником или родителями ученика, психолог может оказаться незаменимым посредником в его разрешении. Хотя психолог является независимой единицей в школе, одновременно он является и частью педагогического коллектива, и владеет информацией о детях. Значит, он может объяснить поведение учителя с какой-то новой для вас точки зрения, дать совет о том, как лучше найти с учителем общий язык, и точно также помочь наладить отношения с другими учениками в классе.
  • Кроме диагностики, многие психологи проводят развивающие и/или коррекционные и/или тренинговые занятия с учащимися. Эти занятия часто бывают ничуть не хуже тех, которые предлагает ближайший психологический центр, и являются бесплатными. Минусы следующие: группы часто бывают слишком большими, и места в них расхватываются очень быстро.

А как же конфиденциальность?

Родителей часто тревожит вопрос конфиденциальности: сохранит ли психолог в тайне те трудности, которые вы ему поведаете, или же перескажет учителям и другим родителям?

К сожалению, гарантий тут нет. Хранение конфиденциальности — основа основ в любом психологическом образовании, поэтому все-таки большинство это правило соблюдают. Но, к сожалению, не все.

Поэтому сначала уточните, где учился специалист, какой квалификацией обладает, каков стаж его работы, посоветуйтесь с классным руководителем или постарайтесь найти информацию о психологе в Интернете, спросите у других родителей, обращались ли они и помогло ли это им.

Итак, не стоит надеяться, что школьный психолог будет способен помочь вам с любым запросом. Тем не менее, во многих ситуациях он может быть крайне полезен, а там, где он почувствует себя недостаточно компетентным, сыграет полезную роль организатора и направит вас к нужным специалистам.