Ребенок идёт в первый класс
: Время прочтения:
Первое сентября уже совсем на носу, и первоклассникам предстоит пройти нелегкий путь привыкания к школе. На что стоит обратить внимание и какие шаги можно предпринять, чтобы облегчить этот процесс?
Для начала, хотелось бы выделить основные признаки успешной и неуспешной адаптации к первому классу.
Признаки успешной адаптации | Признаки неуспешной адаптации |
---|---|
Ребенок с удовольствием ходит в школу, ему комфортно | Ребенок не хочет идти в школу, она его пугает или злит, может говорить, что в детском саду было лучше, часто плачет или ведет себя агрессивно |
Ребенок относительно легко встает с утра и засыпает в положенное время | Ребенок с трудом встает с утра, а вечером его не уложить спать |
Ребенок не ест больше или меньше обычного | У ребенка пропал аппетит или вы замечаете, что ребенок начал переедать, не испытывая чувства голода |
Ребенок заинтересован в обучении | Ребенок не интересуется обучением, ходит в школу только ради общения, больше всего любит переменки, не называет какой-то предмет любимым |
Ребенок успешно выполняет организационные требования: не забывает сменку, способен сам переодеться на физкультуру, не теряется в здании школы и т.д. | Ребенок все время не собран, постоянно теряет свои принадлежности, не может самостоятельно завязать шнурки и застегнуть пуговицы, не знает, к кому обратиться за помощью, постоянно теряется |
У ребенка появляются друзья | Ребенок держится особняком, не может толком рассказать ни про одноклассников, ни про учителя |
Ребенок не болеет больше, чем обычно | Ребенок постоянно болеет |
Ребенок справляется с учебной программой, прибегает к помощи взрослых только тогда, когда у него самого не получилось | Ребенок не справляется с учебной программой, отказывается от выполнения заданий, постоянно требует, чтобы его контролировали или же чтобы ему помогали |
Ребенок не катастрофически устает от школы, у него не хватает сил на что-то еще | Ребенок постоянно устает, плохо себя чувствует, выглядит утомленным |
Можно условно выделить три типа протекания адаптации
- Ребенок как будто сразу адаптирован к школе: соблюдается большинство пунктов из левого столбца.
- Ребенок долго и тяжело адаптируется, и только к началу второго полугодия можно сказать, что ребенок адаптировался. Сначала поведение ребенка характеризуется почти целиком утверждениями из правого столбца, но со временем и через множественные «откаты назад» начинают доминировать утверждения левого столбца.
- Ребенок не адаптируется к первому классу, к концу года наступает дезадаптация. Как в начале года, так и в конце года у ребенка больше характеристик из правого столбца, чем из левого, и их количество не уменьшается, а часто лишь увеличивается.
Что делать и чего не делать?
Во-первых, очень важно понимать, что же на самом деле происходит, какие факторы влияют на сложный процесс адаптации ребенка. Ему реально тяжело найти общий язык с ребятами в классе? Ему некомфортно с учителем? Ему не хватает каких-то навыков? У него есть проблемы с памятью, вниманием, речью, восприятием? И самое главное: можно ли с этим что-то сделать? Как научиться недостающим навыкам? Как разрешить межличностные конфликты? Нужно ли ходить на дополнительные занятия для развития интеллекта?
Во-вторых, родителям крайне важно проанализировать свое собственное поведение. Сравниваете ли вы ребенка с другими детьми? Волнуетесь ли вы чрезмерно? Много ли вы его критикуете в сравнении с количеством поддержки, которую он получает? Помогает ли это повысить мотивацию ребенка, дает ли это ему возможность сделать передышку, почувствовать себя успешным, хорошим и способным преодолеть все трудности? Как вам справиться с собственными эмоциями и научиться быть тем родителем, который сейчас так нужен вашему ребенку?
В-третьих, оцените нагрузку на вашего ребенка. Нужно ли ему прямо сейчас ходить на три дополнительных кружка, или можно оставить один? Может ли кто-то вместо него поухаживать какое-то время за домашними животными? Стоит ли приучать его к порядку и организованности прямо сейчас, или можно немного подождать?
На данном этапе очень важно многие вещи делать в игровой форме и как можно меньше тратить силы ребенка зря. Например, делать уборку вместе и с помощью игры. Составить расписание дня со смешными картинками и напоминалками. Создать круг общения, где ребенку будет комфортно и весело вне школы. Конечно, ограничить компьютер и прочие гаджеты.
И, пожалуй, самое важное, что можно сделать, чтобы помочь ребенку адаптироваться, спросить у него: «Как тебе помочь?»
Автор статьи: Серебряная Анна Владимировна