: Время прочтения:

Период самоизоляции — это тяжелое испытание для любых взаимоотношений, в том числе и детско-родительских. Как сохранить близкие, доверительные отношения? Как избежать конфликтов с детьми? Рассказывает клинический психолог, кандидат психологических наук Сальникова Ирина Анатольевна.

Период самоизоляции – это тяжелое испытание для любых взаимоотношений, в том числе и детско-родительских. Как сохранить близкие, доверительные отношения?

Соблюдать личное пространство друг друга

У каждого человека есть потребность в личных вещах, времени, общении. С возрастом они постепенно увеличиваются и становятся более разнообразными. Так новорожденный малыш тесно связан с матерью, они как будто единое целое. Кроха готов все время находиться вместе с родителями и общаться только с ними, а их отсутствие вызывает только тревогу и беспокойство. Поэтому нахождение родителей дома будет только радовать малыша и укреплять Ваши взаимоотношения. Но по мере взросления ребенок отдаляется от родителей, он уже хочет поиграть с друзьями, сделать что-то самостоятельно, а к подростковому возрасту ему уже необходимо свое пространство, есть потребность побыть одному, пообщаться со своими друзьями, реализовывать свои интересы и желания. В условиях карантина эти потребности удовлетворить сложно, вследствие чего возникает эмоциональное напряжение, которое в свою очередь может выражаться в повышенной конфликтности, агрессии, эмоциональной нестабильности у всех членов семьи.

Поэтому в этот период очень важно постараться не нарушать личное пространство друг друга. Пусть у каждого члена семьи будет «место», где он может побыть один, заняться тем, что ему нравится, например, почитать, посмотреть что-то, пообщаться с друзьями через скайп или по телефону или другое.

Поддерживать режим дня

Важным в этот период является и сохранение режима дня для ребенка: достаточный сон, время на учебу, свободное время, семейное время. Вспомните, если вы не выспались, на работе были сильно загружены или бездельничали, то становитесь более раздражительны, всем недовольны, а там уже недалеко и до конфликтов. А по завершении домашней изоляции будет очень сложно снова включиться в трудовые будни, что также увеличит негативные эмоции во взаимоотношениях с ребенком.

В период карантина режим должен быть более легким, но обязательно включать время учебные занятия, время на общение с семьей, свободное времяпрепровождение.

Организовать досуг ребенка

В период домашней изоляции Вам придется быть для своего ребенка и родителем, и учителем, и другом. Поэтому только от Вас зависит, как будет организован его досуг. Посещение школы, секций, общение с друзьями, игры и развлечения позволяют организовать и разнообразить занятия ребенка, предотвращают перенасыщение однотипной деятельностью, способствуют развитию его познавательной, эмоционально-волевой сфер и личности в целом.

В домашних условиях возможности разнообразия зависят только от вашей фантазии. Все нововведения должны быть предсказуемы, ребенок должен заранее знать свой распорядок дня.

Конструктивно выражать свои эмоции

Как правило, любые ограничения и запреты вызывают у человека негативные эмоции и переживания. И актуальная обстановка в мире не прибавляет позитива. Поэтому в этот период важно правильно «отпускать» негативные эмоции.

С детьми можно использовать игры на отреагирование негативных эмоций и эмоционального напряжения, например:

  • «Ругаемся овощами». Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А ты — тыква» и т.д.
  • Настольная игра «Лепешка», которую можно сделать своими руками. Подробную информацию об игре можно легко найти в интернете.
  • Подвижная игра «Бумажные снежки». Участники игры (члены семьи) кидаются друг в друга «бумажными снежками» (скомканные листы бумаги), что позволяет отреагировать негативные эмоции по отношению к друг другу в безопасной форме, а также снизить мышечное напряжение.

Подростки и сами родители могут попробовать:

  • Аутотренинг — метод саморегуляции психических состояний с помощью самовнушения, разработанный И.Г. Шульцем.
  • Написать письмо злости или обиды, выплеснуть весь накопившийся негатив и сжечь его, таким образом, как бы избавляясь от него.

Проводить время вместе с детьми

Каждому ребенку, даже подростку нужна забота, поддержка и внимание родителей. Совместный досуг должен быть позитивным для всех участников. Для этого, если у Вас ребенок дошкольного или младшего школьного возраста (примерно до 10 лет), поищите и прислушайтесь к своему внутреннему ребенку: какие у него желания, что ему нравится? Уверяю вас, он есть в каждом. А если в вашей семье есть подросток, то активно используйте компромиссы и сотрудничество, чтобы избежать конфликтов.

Вместе подумайте, что нравится Вам делать всей семьей, например, смотреть кино, играть в настольные игры или устроить семейный ужин, который Вы приготовите сами.

В заключении хотелось бы рассказать притчу «О воспитании».

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

  • Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

  • Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод... Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Сальникова Ирина Анатольевна, Клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук
Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Сальниковой Ирине Анатольевне.