: Время прочтения:

Как выбрать детского психолога, который работает с детьми и с собой, рассказывает детский психолог Виктория Мелихова.

Как отличить хорошего детского психолога

1 Его кабинет напоминает игрушечный магазин

Задача психолога — принять малыша, создать ему комфортную обстановку, дать возможность почувствовать себя безопасно, после чего предоставить возможность выражать себя.

Ребенок не всегда может выразить мысли или чувства, но может играть. Сильные переживания и конфликты обязательно проявят себя в игре.

Чтобы ребенок расслабился и начал играть, ему необходимо предоставить комфортное окружение. Это специально оборудованная игровая комната или детский уголок в помещении, желательно с ковровым покрытием, чтобы ребенок мог спокойно играть на полу.

В комнате детского психолога много разных игрушек — чтобы ребенок мог сам выбрать, с какими игрушками и во что ему поиграть.

Ребенок не всегда может выразить мысли или чувства, но может играть. Сильные переживания и конфликты обязательно проявят себя в игре.

Обязательно должен быть игрушечный дом. Дом — это олицетворение самого себя, своей семьи. По тому, как ребенок будет играть в доме, как он его обустроит, кого поселит, можно многое сказать о семье ребенка и о его психологическом комфорте в домашнем окружении.

Среди игрушек обязательно должна быть кукольная семья: папа, мама и ребенок. Через такие игрушки дети могут показать реальную обстановку в семье или, наоборот, идеальных родителей, которых бы хотелось иметь. Куклы нравятся не всем, поэтому должна быть возможность собрать семью, например, из животных (медведь, медведица и медвежонок).

Разные игрушки помогут выразить и проработать чувства. Хороший набор животных поможет выразить эмоции: заяц — страх, волк — злость. Для проработки агрессивных чувств в кабинете хорошо иметь мяч, старую бумагу, из которой можно «слепить» снежки, сделать пистолет, меч.

Набор посуды, овощей и фруктов, различные виды транспорта помогут сделать сюжет игры более ярким и предоставят психологу больше материала для работы.

Некоторым детям понадобятся пупс, коляска, бутылочка для кормления — тема младенцев очень актуальна для детей. У кого-то родился младший братик, кому-то хочется снова стать малышом, а кто-то играет в своих деток.

Хорошо, если есть укрытие: домик, мягкий цилиндр, мешок. От игры можно устать, и тогда можно спрятаться и передохнуть.

В кабинете хорошего детского психолога должна быть песочница. Редкий ребенок не любит играть с песком. Песок хорошо успокаивает, помогает проработать разные чувства. Краски и карандаши помогут ребенку выразить свои переживания в цвете, на рисунке.

2 Психолог призывает заниматься регулярно

Работа с ребенком ведется через выстраивание с ним доверительных отношений, поэтому очень важно, чтобы в длительной работе ребенку было предоставлено максимально возможное постоянное время.

Стабильность, предсказуемость, постоянство контакта ребенка с психологом само по себе играет терапевтическую роль. Дети быстро привыкают к определенной регулярности и начинают ждать следующей встречи. Ждать проще, когда знаешь, что вернешься и в какое время это произойдет.

Длительность одной встречи обычно 45–50 минут. Этого времени достаточно, чтобы ребенок развернул игровой сюжет, но при этом не устал.

3 Хороший детский психолог использует метод свободной игры

В психоаналитической психотерапии со взрослыми используется метод свободных ассоциаций. Человек свободно говорит, что приходит ему в голову: начинает говорить об одном, заканчивает совсем о другом — часто очень неожиданном для себя.

С детьми используется метод свободной игры. Я как будто спрашиваю ребенка, что его беспокоит, о чем он думает. А ребенок отвечает с помощью игры. И тут важна каждая деталь, каждый выбор ребенка — какие игрушки взять, что с ними делать. Если разрешить ему играть только частью игрушек или только в определенные игры, это аналогично тому, если бы я попросила рассказать взрослого о своих переживаниях с помощью одних только гласных букв. Поэтому на сеансе ребенок должен играть сам так, как захочет.

Если разрешить ему играть только частью игрушек или только в определенные игры, это аналогично тому, если бы я попросила рассказать взрослого о своих переживаниях с помощью одних только гласных букв. Поэтому на сеансе ребенок должен играть сам так, как захочет.

Психолог заводит ребенка в кабинет, в котором находятся разные игрушки. Ребенок выбирает те, которые ему нравятся, и начинает играть. Психоаналитически ориентированные психологи стараются не вмешиваться в игру ребенка. Они находятся рядом, наблюдают за сюжетом игры, анализируют символическое значение игрушек, сопоставляют материал игры с информацией из анамнеза, который предварительно получили у родителей.

Психолог озвучивает чувства ребенка, высказывает предположения, какая есть связь между игрой ребенка и его жизненной ситуацией, внутренним конфликтом или распирающим его чувством.

Пятилетний мальчик из сессии в сессию строит стену, которая отгораживает меня от окружающего мира. Мне нельзя выходить за эту стену, нельзя даже попытаться ее разрушить. Ребенок просит меня громко плакать. Начинаю анализировать: стена — это граница, границы — это запреты. Стену нельзя даже попытаться разрушить. Говорю ребенку, что, наверное, есть что-то, что ему очень хочется, но нельзя. Так и есть — «нельзя» говорят родители, «нельзя» говорят воспитатели. Очень сложно быть в таком напряжении, хочется плакать, но дядя говорит, что плачут только девочки. Поэтому сам ребенок плакать не может.

В игровой форме ребенку можно предлагать и другие сценарии, и тем самым помогать ему получить опыт, который он не получает в жизни и который сможет перенести в реальность. Например, все игрушки у малыша все время дерутся. Но ведь можно попробовать и подружиться, и поиграть вместе. Или девочка играет в слишком строгую маму, которая ругает и наказывает за любую провинность. А что будет, если эта мама немного подобреет?

4 Он ходит на личную психотерапию

У психолога в процессе наблюдения за игрой ребенка может возникать множество разных фантазий, а взаимодействие с ребенком вызывает много разных чувств, которые являются материалом для работы. При этом важно отличать свои фантазии и чувства, которые относятся к самому специалисту, от тех, которые относятся к случаю.

Тут помогает личная психотерапия. Хороший психолог для ребенка, уже как клиент, изучает свои болевые точки, свои чувства и эмоции, как они возникают, в ответ на какие события.

Когда я хорошо знаю себя и свои эмоциональные реакции, я могу отличить, мой ли это страх, который возник во время сессии, или это относится к ребенку и его семье. Я понимаю, что у меня в кабинете безопасно, что мне в принципе не свойственна чрезмерная тревога за безопасность ребенка, что она необоснованная. А значит, я могу думать о том, что это страх ребенка или его матери. И наоборот, когда ребенок дает мне, например, змею, я не приписываю ребенку агрессивных чувств по отношению ко мне, потому что змеи пугают меня, а не ребенка. Я пытаюсь понять, что значит змея для конкретного ребенка.

5 Психолог общается с супервайзером и коллегами

Супервизия — это форма работы, когда психолог разбирает случай с более опытным специалистом. Во время супервизии есть возможность разобрать ход работы, лучше понять представленный случай, получить поддержку более опытного коллеги.

Для психолога важно постоянно развиваться, посещать обучающие семинары, конференции. Ведь там можно делиться опытом, общаться с коллегами, перенимать их наработки.

Главный ресурс — это любовь и интерес к своей работе. Можно выучиться на психолога, но чтобы обрести профессиональное чутье, развить профессиональную интуицию, стать настоящим мастером своего дела, нужно иметь призвание. Большая любовь к тому, что делаешь, любопытство, интерес к своему внутреннему миру заставляют учиться, работать над собой, прислушиваться к себе, а значит постоянно повышать качество своей работы.

Пустыльникова Ольга Олеговна, Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог
Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Ольге Олеговне.