: Время прочтения:

«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота!» Это крылатое выражение точно отражает реальные будни современных детей: многие после школы посещают 1–2 кружка каждый день. А еще уроки делать! Организация этого процесса требует больших усилий и эмоциональных затрат от родителей, и многие сетуют на неорганизованность чад. Как помочь ребенку научиться лучше управлять временем?

1. Начинайте в раннем возрасте

Если попытаетесь научить ребенка организованности в подростковом возрасте, только поссоритесь. Уже в детском саду ребенок сталкивается с рутиной — от него ожидают, что он будет делать определенные действия в правильном порядке и в правильное время. Тогда и надо начинать.

2. Сделайте из этого игру

У взрослых тайм-менеджмент ассоциируется с пробками, разъездами, необходимостью постоянно договариваться, подгонять подчиненных или коллег и за всеми следить. Если ребенку преподнести самоорганизацию в таком свете, он не захочет ей учиться. А если подключить фломастеры, наклейки, красивые и интересные картинки, устроить из этого игру или конкурс, да еще и под музыку — рутинные действия могут стать любимым занятием.

3. Рисуйте вместе схемы и картинки

Ребенку можно многое объяснять словами, но еще проще воспринимать информацию визуально. Старайтесь вместе составлять планы-схемы с картинками, которые будут иллюстрировать процессы в жизни детей. Например, схема «Настоящий супермен» напомнит, что сыну нужно делать для поддержания собственной гигиены, в какое время и сколько раз в день, а схема «Спящая красавица» поможет дочке вспомнить, что ей нужно делать с утра, собираясь в школу, и в каком порядке.

4. Научите «чувствовать» время

Электронные часы замещают аналоговые. Дети не учатся определять время по «обычным» часам. Чем это плохо? У аналоговых часов движется секундная стрелка, за которой можно наблюдать, а значит — чувствовать длительность времени. Электронные часы просто переключают значения цифр. Поэтому у ребенка может не формироваться внутреннего ощущения времени. Во-первых, держите дома часы и таймеры. Во-вторых, старайтесь научить ребенка определять время по аналоговым часам. В-третьих, договоритесь, что будете специально замерять разные отрезки времени, чтобы почувствовать, как они длятся. Тогда в следующий раз, когда вы скажете «выходим через 5 минут», у ребенка уже будет сформировано внутреннее представление, как быстро нужно собираться.

5. Заведите семейный календарь

Раньше у всех дома висел календарь. Теперь он в телефонах и у каждого свой. Купите или создайте семейный календарь, где каждый член семьи сможет отмечать перемещения, а также важные события (отпуск, дни рождения, праздники, походы в гости или на мероприятия). Это облегчит жизнь и вам, и ребенку, так как поможет увидеть, как организовано время в семье на месяц или даже год вперед.

6. Убедитесь, что подаете хороший пример

А теперь о ваших навыках. Если пытаетесь приучить ребенка, чтобы он был организован, но сами постоянно опаздываете, забываете, теряете или путаете время и вещи, постоянно отвлекаетесь от запланированных задач — ребенок научится именно этому. Все-таки, дети учатся через наблюдение за взрослыми. Обратите внимание на собственные навыки тайм-менеджмента.

7. Запланируйте отдых

Мозг ребенка как губка, и родителям часто хочется загрузить его по полной. В результате и ребенок, и вся семья перегружены. Невозможно эффективно организовать время в состоянии истощения или когда физически невозможно выполнить всё запланированное. Поэтому не перегружайте ни себя, ни детей занятиями и обязательно планируйте время для отдыха. Кстати, отдых ничуть не менее важен для формирования мозга ребенка, чем занятия!

8. Учите расставлять приоритеты

Расставлять приоритеты — сложный навык, и многие взрослые с трудом справляются с этой задачей. Но с детьми можно обсуждать принцип «сначала, потом, в конце»: обсуждайте с ними их задачи именно в ключе того, что нужно сделать сначала, что потом, а что можно сделать в конце. Лучше начинать с ощутимых и логически очевидных примеров и переходить к более сложным.

  • Простая задача — сначала почистить зубы, потом лечь в постель, в конце читать книжку; сначала достать тетрадь и учебник из рюкзака, потом выполнять задание, в конце проверить его.
  • Более сложная — что сначала — обед, уроки или отдых?

Не говорите ребенку, что делать, а спрашивайте, как он думает о приоритетах, это поможет ему лучше запомнить порядок действий.

У вас есть уникальные стратегии обучения детей тайм-менеджменту? Поделитесь в комментариях.