: Время прочтения:

Что делать, если друг вашего подростка вас совсем не устраивает?

Моя дочка, еще технически не подросток, но неуклонно приближающаяся к этому возрасту, вернулась из спортивного летнего лагеря. Я волновалась, отправляя ее туда: справится ли с нагрузками, найдет ли общий язык с другими детьми? Всю смену я слышала истории о Кате: девочке, которая казалась мне нашим ангелом-хранителем: она и на тренировках поддерживала, и жили они вместе спокойно, и интересы у них с моей общие нашлись. Но по возвращении домой мне с каждой неделей становилось понятнее: кажется, Катя оказывает на мою дочку дурное влияние... Запретить общаться? Рассказывать дочке про то, почему с Катей не нужно дружить? Что делать?

С такими «тупиковыми» ситуациями сталкивался каждый родитель. Вот 10 принципов, которых стоит придерживаться, чтобы спокойно разобраться в ситуации и не испортить отношения с ребенком.

1. Что конкретно вам не нравится в этом друге?

Не всегда татуированный, проколотый, курящий, длинноволосый парень будет вести себя плохо или опасно по отношению к вашему ребенку. И наоборот — милая, опрятная девочка может оказаться прекрасной иллюстрацией поговорки «в тихом омуте черти водятся». Внешность на то и ВНЕшность, что она про «снаружи», а в глубинных вещах всегда лучше тщательно разобраться.

2. Не атакуйте друзей ребенка

Если хотите ввязаться в горячий и бесконечный спор, можете ничего не объяснять и сказать, что друзья ребенка вас не устраивают. Но ничего конструктивного не получится. Поэтому от критики лучше воздержаться.

3. Не запрещайте дружить

Запрет в этом возрасте чаще приводит лишь к его нарушению. Поэтому, запрещая ребенку с кем-то общаться, вы можете гарантировать, что они станут общаться чаще. К тому же, у подростков есть тенденция «лезть на рожон» при столкновении с ультиматумом, даже если в глубине души они знают, что родители правы.

У родителей возникает желание запретить общение, так как они чувствуют, что теряют контроль. Но в реальности ребенок будет сталкиваться с неприятными и опасными людьми всю жизнь. Позволяя ему вступить с ними в отношения, понять на собственном опыте, почему так делать больше не надо, научиться прекращать их — вот настоящая задача родителей и настоящий контроль над жизнью ребенка.

4. Держите всех на виду

Позаботьтесь, чтобы ребенок мог приводить друзей к себе домой. Знакомьтесь с теми, с кем общается ребенок. Проявляйте интерес. Звучит не очень, но «держи друзей близко, а врагов еще ближе», верно?

5. Ясные правила

Удостоверьтесь, что ребенок хорошо знает, какие дома правила и ценности и почему их важно придерживаться. Будьте как можно более четкими и последовательными на словах и в действии — если вы сами не слушаетесь этих правил, зачем ребенку это делать?

6. Устанавливайте границы общения

Не стоит выдумывать новых правил лишь для того, чтобы ограничить ребенка — подросток быстро догадается, в чем тут дело, и разгорится конфликт. Объясните, по поводу чего волнуетесь, и придумайте условия, чтобы и ребенок продолжал общение, и вы были спокойны. Например, подружка вашего подростка явно более раскрепощена в общении, а ее родители не будут следить за ними, если их оставить вдвоем. Можете запретить ребенку ночевать у нее, но разрешить подруге ночевать дома у вас.

7. Почему этот человек нравится ребенку?

Родители часто настроены против друзей собственных детей, но не пытаются понять, почему именно этот человек так привлек ребенка. Аккуратно спросите у ребенка, почему он дружит с этой девочкой, этим мальчиком. Что ему нравится, а что нет? Всё ли хорошо в отношениях с друзьями, с которыми ребенок дружил раньше? Как он проводит время тогда, когда не общается с этим другом?

Часто друг выбирается по принципу противоположности: ребенок чувствует, что ему не хватает определенных качеств, которые кажутся ценными, и он старается общаться с теми, кто, с его точки зрения, ими обладает. Именно из-за этого скромные, тихие дети часто начинают общаться с сорвиголовами, неуверенные в себе — с теми, кто открыто и нагло нарушает правила.

Подумайте, как помочь ребенку приобрести качества или навыки, которых он жаждет (с помощью кружков, занятий с психологом, спорта?).

8. Сфокусируйтесь на поведении ребенка, а не на его друзьях

Если замечаете, что поведение ребенка начало меняться не в ту сторону с тех пор, как он начал общаться с новым приятелем (начал ругаться, хамить, курить, пропускать занятия или обманывать), сфокусируйтесь на изменении проблемного поведения, а не на новом друге. Есть шанс, что ребенку надоест общаться с человеком, из-за которого у него постоянные проблемы.

Ненавязчиво подведите ребенка к вопросу: «является ли на самом деле другом тот, кого он так называет?» Узнайте, есть ли доверие, взаимопонимание, поддержка в их отношениях, может ли друг хранить секрет и готов ли пойти на жертву ради вашего ребенка?

9. Расширьте круг общения ребенка

Убедитесь, что ребенок занят делами, которые любит. Дело не в том, чтобы не осталось времени на общение с тем, кто вам не нравится. Занятия дают ребенку возможность познакомиться с бОльшим количеством людей, возможно, завязать с ними отношения, набраться социального опыта, а значит и сравнить с тем, что он считает дружбой.

10. Если ребенок и сам хочет перестать общаться, помогите

Часто, особенно в компаниях, ребенок и сам понимает, что не хочет общаться с людьми, с которыми связался. Но как уйти от них, какой уважительный повод придумать, чтобы не упасть в глазах сверстников? Если вам кажется, что ребенок именно в этой ситуации — вместе продумайте способы выхода. Например, вы можете сказать: «Если не хочешь гулять с ними вечером, скажи, что я не пустила».

А главное, помните: и взрослые, и дети остаются с теми, кто их поддерживает, а не с теми, кто учит их жизни. Наполните отношения с ребенком пониманием, поддержкой, юмором и совместными интересами. Именно эта стратегия выигрывает в долгосрочной перспективе.