: Время прочтения:

Начиная с 2–3 лет дети начинают врать родителям. Родители тревожатся, злятся и не одобряют, когда им лгут. Но большинство не знает, что ложь — важный шаг в развитии детей.

Ребенок когда-нибудь говорил вам следующие фразы?

  • «А у меня в деревне есть своя лошадь!» (хотя нет ни лошади, ни деревни)
  • «Я его не толкал!» (хотя вы видели, что толкал)
  • «Еще пять минуточек, и я выключу компьютер!» (и потом не выключает)

Что это — нормальное явление или первые признаки патологического вруна?

Ложь — способ избежать физической агрессии

Ученые предполагают, что ложь возникла вскоре после появления речи у людей. Зачем? Ложь (как и речь в широком смысле) — способ управлять другими не применяя физической силы. То есть это важный с точки зрения эволюции навык сохранения жизни, здоровья и социальных отношений. Быть человеком — значит уметь лгать в меру.

Ложь — важный шаг в развитии мозга

Чтобы соврать, у ребенка должен сформироваться сложный биологический субстрат мозга и определенные когнитивные способности. Важнейшая из них — так называемая theory of mind (теория сознания). Это способность человека отделить свое сознание (мысли, переживания, точки зрения) от сознания другого человека, понимать, что другой думает, чувствует, воспринимает и интерпретирует действительность иначе. Благодаря ней мы догадываемся о состоянии другого исходя не только из своих мыслей, но и из понимания другого человека. Грубо говоря, теория сознания — это способность влезть в чужую шкуру.

Ученые подсчитали, что обычный взрослый врет примерно 1–2 раза в день, но «по мелочи». Замечали за собой?

Почему это важно? Десятки исследований показывают, что только те, у кого хорошо развита теория сознания, обладают сильной эмпатией. А эмпатия — залог успешности социальных отношений. Ученые заметили: дети, которые в возрасте 2–3 лет умели лгать, в 16 лет лучше справлялись с интеллектуальными задачами и были более социально приспособлены.

Ложь повсеместна, но ограничена

Родители волнуются, что даже маленькая и безобидная ложь может сделать из их детей неуправляемых, патологических врунов в будущем. Но исследования взрослых говорят о другом.

Взрослым предлагали деньги за каждую решенную математическую задачу. Экспериментаторы не проверяли задания — то есть можно было соврать. Некоторые взрослые и правда сильно преувеличили свои успехи, но большинство либо не врали, либо соврали незначительно. Даже имея возможность финансово выиграть, взрослые управляли своей ложью. Сложно сказать, почему, но видимо людям важно считать себя честными.

Как думаете, в чем разница между настоящим детским враньем и «привиранием» в рамках разумного? Поделитесь в комментариях!