Отзывы о специалистах

Хочу выразить свою глубокую благодарность специалистам клиники: психологу Сальниковой И.А., логопеду Ящишиной Е.А., которые принимали непосредственное участие в судьбе моего ребенка.

©
Почему обращаются к нам?
Почему обращаются к нам
  • Новейшие технологии
  • Опытные специалисты (средний стаж более 10 лет)
  • Тысячи успешных случаев лечения и коррекции
  • Множество отзывов от благодарных клиентов
  • Медицинская лицензия

ABA-терапия

АВА-терапия (Applied Behaviour Analysis, Прикладной Анализ Поведения) — одно из направлений поведенческой (бихевиоральной) терапии и коррекции, в основе которого лежит постулат о том, что биологические основы поведения сохранны и работают всегда и у всех людей, и у тех, кто развивается условно-нормативно, и у тех, кто имеет определённые особенности в развитии. С помощью АВА-терапии, которая практикуется уже несколько десятков лет, стало возможным социализировать людей, которым ранее был поставлен диагноз, относящийся к расстройствам аутистического спектра.

Цель АВА-терапии — так изменить поведение ребенка, чтобы улучшились, развились его социальные навыки, речь, помочь ему интегрироваться в общество других людей.

Для этого используется простая цепочка «стимул-действие-последствия». С ее помощью можно как закрепить успешное, правильное поведение, так и ослабить, а затем полностью погасить нежелательные проявления (агрессия, самоповреждения и т.п.).

В качестве АВА-терапевта могут работать специалисты, имеющие международные сертификаты уровня BCBA или BCaBA, а также те, кто работают вместе с супервизором, подтверждая свое профессиональное право оказывать помощь как АВА-терапевт.

Что происходит на сеансе АВА-терапии:

Работа ABA-терапевта основывается на предварительно составленной индивидуальной программе, которая, в свою очередь, является результатом диагностического анализа данных, полученных при заполнении специальных тесовых опросников (VB-MAPP, ABBLS и др.). Тестирование проводится в самом начале работы, после такого, как будет установлен положительный контакт между специалистом (АВА-терапевтом) и ребенком — это важно, поскольку качество контакта влияет на результаты диагностики, на итоговую оценку актуальных способностей ребенка, а значит, и на эффективность дальнейшей работы.

Индивидуальная рабочая программа составляется на небольшой промежуток времени, как правило, до трех месяцев, после чего в неё вносятся коррективы в зависимости от достигнутых результатов. Цели работы на предстоящий период могут меняться в зависимости от того, чему научился ребенок.

Почему так важно предварительно установить позитивные отношения между терапевтом и ребенком? Потому что аутизм — это, прежде всего, нарушение коммуникации, процесса взаимного общения, и вне отношений доверия ребенок, скорее всего, откажется сотрудничать с незнакомым ему человеком. В основе же эффективной работы лежит, прежде всего, желание ребенка выполнить то или иное задание, предлагаемое специалистом.

Начинать заниматься АВА-терапией можно с 1,5 лет, верхних возрастных границ для работы с АВА-терапевтом не существует. Стандартный объем работы со специалистом в неделю — 9-10 часов, максимально — 30 часов в неделю.

Бытует мнение, что АВА-терапия является «дрессурой», его появлению способствовало использование специалистами в качестве мотивационного поощрения любимой еды, лакомств ребёнка. В начале работы такое поощрение действительно помогает ребенку выполнить не очень интересное для него задание, но постепенно всё большее значение приобретает похвала и/или система жетонов. В целом же, общение специалиста и ребёнка — это, прежде всего, человеческое общение взрослого и ребёнка, в котором много эмоциональной поддержки, поощрений за успешно выполненные задания.

В АВА-терапии не используются никакие наказания, применяется лишь поведенческий метод оперирования последствиями.

АВА-терапевт может так же оказать помощь в качестве тьютера, сопровождая ребёнка в школе, в детском саду, в общественных местах, помогая ему адаптироваться к социальной жизни. Работа со специалистом может проводиться как дома, так и в специальном кабинете. Главное — она должна проводиться постоянно и регулярно, активное участие членов семьи обязательно. Это важно для того, чтобы опыт и навыки, полученные при взаимодействии с АВА-терапевтом, использовались в ситуациях общения с другими людьми, чтобы не возникло т.н. «кабинетного эффекта», когда результаты работы ребенок показывает только при общении со специалистом.

Как АВА-терапия помогает детям с РАС — АВА-терапевт и психолог Алена Кожанова рассказывает, как устроены методики, по которым занимаются дети с расстройствами аутистического спектра.

С какими проблемами позволяет справиться АВА-терапия:

  • Любые поведенческие трудности, такие как стереотипное поведение, аутоагрессивное (самоповреждения), гетероагрессивное (непослушание, протестное поведение, драчливость) или, более конкретно, неумение поднимать руку на уроке, нежелание ходить в туалет, обращаться к другому человеку.
  • Проблемы общения (коммуникации), в том числе отсутствие активной речи у ребёнка, и отсутствие или недостаток социальных взаимодействий.

Для того, чтобы облегчить процесс общения, в программу АВА-терапии вводится система альтернативной коммуникации (PECS). С помощью обмена специальными карточками научить ребёнка общаться можно гораздо быстрее, чем научить его говорить. Ребенок сначала учится просто сообщать, чего ему хочется, а затем, постепенно, учится строить полноценные предложения. Родителям не стоит опасаться, что карточки станут заменой вербального процесса общения. Напротив, их использование научит ребенка инициировать процесс общения, «даст толчок», «запустит» процесс формирования навыка коммуникации, целенаправленного общения в повседневной жизни.

Проводимая работа самым положительным образом скажется на поведении ребёнка в целом, так как именно невозможность выразить свою просьбу, удовлетворить свои желания часто становится причиной агрессивного или нежелательного поведения.

Приём по этому направлению ведут

Носова Юлия Андреевна

Психолог, семейный психолог

Посмотреть всех специалистов