Сдача ЕГЭ: психологическая подготовка
: Время прочтения:
Весь одиннадцатый класс школьники думали только об одном — ЕГЭ, и теперь подростки выходят на финишную прямую. Все готовились. Учителя и репетиторы подсказали, как лучше выполнять задания по их предмету. Но показать знания детям часто мешает именно психологическая неподготовленность. Какие мифы витают вокруг экзаменов, и какова реальность?
Миф № 1: «Напрягись! Соберись!»
Реальность: множество отечественных и зарубежных исследований указывают, что чрезмерное напряжение и связанный с ним уровень тревоги отрицательно влияют на академическую успеваемость. Впрочем, слишком низкий уровень стресса имеет такую же особенность. Поэтому ученые выдвинули гипотезу об «оптимальном» уровне напряжения, который, с одной стороны, мобилизует мозг на активную работу, а с другой — не вызывает чрезмерного напряжения.
Как заставить себя волноваться, знают все. А как можно быстро расслабиться, когда очевидно, что уровень тревоги слишком высок для продуктивной работы?
В первую очередь, здесь помогут техники правильного брюшного дыхания. Размеренное брюшное дыхание — в отличие от учащенного грудного, которое возникает во время стресса, — посылает мозгу сигнал, что он может перестать приводить тело в состояние боевой готовности. Как только успокаивается мозг, успокаивается и тело. И наоборот.
Существуют мобильные приложения и руководства, которые помогают правильно дышать, чтобы успокоиться. Но тренироваться надо начать заранее: в стрессовой ситуации сконцентрироваться на дыхании сложно. Чем более отработанным этот навык будет в спокойной обстановке, тем лучше он сработает во время экзамена. Тренироваться можно самостоятельно, но эффективнее со специалистом — психологом или тренером по БОС-терапии.
Миф № 2: «Думай о лучшем результате!»
Реальность: когда мы пытаемся контролировать мысли (думать о хорошем и не думать о плохом), мы часто тратим силы зря и добавляем себе неприятных переживаний. Вопреки поговорке мысли не материальны, а всего лишь результат работы нейронов в мозге. И не более того.
Когда мы относимся к ним, как к чему-то особенному, разделяем их на хорошие (надо удержать и вспоминать почаще) и плохие (надо избегать, надо бороться), мы бросаем все силы на них. А на то, что реально важно (как ответить на конкретный экзаменационный вопрос, какие еще могут быть варианты ответа), ресурсов не остается. Когда человек умеет просто наблюдать за ними, за тем, как они приходят и уходят, это помогает дистанцироваться и освободиться от них.
Миф № 3: «Отдыхать будешь в следующей жизни!»
Реальность: исследования показывают, что отдых, безделие, скука и сон крайне важны для продуктивной работы мозга. В ночь перед контрольной важнее спать, а не зубрить: какой-то вопрос не выучишь, но на те, которые знаешь, сможешь дать хороший ответ. Переутомление может серьезно нарушить способность подростка концентрироваться на простых вещах, и приведет к «глупым» ошибкам.
Следите, чтобы как минимум последнюю неделю перед экзаменом удовлетворялись основные потребности подростка — еда, сон, физическая активность. Иногда это нужно спланировать.
А на экзамене поможет восстановиться быстрый пятиминутный отдых, который задействует пять органов чувств.