Адаптация к 1-ому классу
: Время прочтения:
Мама, я НЕНАВИЖУ эту вашу школу и НИКОГДА больше туда не пойду!
Такую фразу часто слышат родители первоклассников через неделю-другую после начала учебного года. Связано это бывает с тем, что подготавливая ребенка к школе родители основное внимание уделяют навыкам: чтению, письму, счету, и считают, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок был успешен.
К сожалению, это не так. Большим компонентом готовности к школе является психологическая готовность, и это вторая причина истерик, плохого настроения, усталости и несобранности первоклашек. Зачастую, родители «продвинутых» по знаниям детей забывают о том, что школа — далеко не только знания.
Это еще и незнакомое, большое, часто запутанное помещение; большие классы, в которых может быть до 29 незнакомых, непонятных, малоприятных, а то и вовсе отталкивающих и пугающих детей; это постоянная толкотня в коридорах, шум и хаос на переменах; учительница, которая далеко не всегда похожа на фею из сказки, новые предметы, новые правила, новые требования, сменка, ранний подъем...
Многие дети, особенно те, кто не ходили в детский сад, психологически просто не созрели, чтобы выдержать эту бурю.
Как же помочь своему ребенку?
Запомните: первая четверть, первое полугодие — адаптационный период.
В это время все: и психологи, и воспитатели, и учителя понимают, что ребенок привыкает к школе. Хотя от него можно ждать каких-то успехов в усвоении программы, основная задача ребенка — сориентироваться в пространстве школы. Научиться слушать учителя и выполнять инструкции, не терять сменку и физкультурную форму каждую неделю, уметь доставать нужные тетрадки и учебники, найти общий язык с кем-то из класса.
В этот период НОРМАЛЬНО, если ребенок вдруг начинает вести себя не так, как обычно:
- часто плачет,
- становится агрессивен,
- постоянно хочет спа или же наоборот с трудом засыпает,
- вдруг начинает много есть или же ест меньше обычного,
- грубит или игнорирует просьбы взрослых,
- не хочет ходить в школу или заниматься тем, что раньше доставляло ему удовольствие.
Ничего приятного в этом, конечно, нет, и, если такое поведение продолжается после окончания первого полугодия, нужно задуматься о визите к специалисту. Но в период адаптации такое поведение — признак того, что ребенок борется с трудностями, но его сил хватает не всегда. Ваша задача здесь — не ругать, не наказывать, а проявить понимание и поддержку, а лучше — докопаться до того, что же все-таки так тяжело вашему ребенку и постараться помочь, выслушать, поддержать, оказаться на стороне ребенка.
В этот период по возможности лучше избегать масштабных перемен: переездов, длительных командировок, ремонтов и пр. Это лишь дополнительный стресс для и так перегруженного ребенка. Важно хотя бы приблизительно выдерживать режим дня.
Хорошо помогают любые визуальные методы: цветное расписание с картинками, цветные наклейки для опознания тетрадей и учебников, наклейки-напоминалки, схемы с картинками и пр.
В нашем центре вы сможете обсудить с психологом те трудности, с которыми вы столкнулись или боитесь столкнуться, можете провести диагностику готовности ребенка к школе, а также получить консультацию в случае, если вам кажется, что поведение ребенка не признак адаптации, а что-то более серьезное.
Также мы приглашаем вас на группу для родителей «Мой ребенок — первоклассник». В рамках этой группы взаимопомощи вы сможете поделиться с другими родителями теми трудностями, с которыми вы столкнулись в поведении ребенка или же в других аспектах школьной жизни, получить их совет, найти внутренние и внешние ресурсы, чтобы справиться с проблемой, а также услышать мнение специалиста.
Чтобы вам не нужно было беспокоиться о том, с кем и где оставить ребенка, одновременно проходит развивающая игровая группа для первоклассников, в рамках которой ваш ребенок сможет в безопасной атмосфере потренировать свои навыки настоящего ученика и найти поддержку у сверстников.
Автор статьи: Серебряная Анна Владимировна