6 вопросов, чтобы оценить развивающие занятия для малыша
: Время прочтения:
На что обратить внимание, чтобы выбрать развивающие занятия для дошкольника — делится психолог Галина Зеленцова.
Развивающие занятия для малышей — это и вариант досуга, и неторопливая подготовка к школе. Чтобы выбрать заведение, куда ребенок будет регулярно ходить, лучше всего сходить вместе на одно занятие и проверить его по критериям, которые я подробно разберу ниже. Конечно, полезно изучить сайт, социальные сети, спросить отзывы у знакомых или на детской площадке, но максимум информации вы получите, если придете туда сами.
Чтобы выбрать заведение, куда ребенок будет регулярно ходить, лучше всего сходить вместе на одно занятие и проверить его по критериям.
Имейте в виду, что детям до трех лет в принципе лучше всегда ходить с мамой. Ребенок быстрее учится в контакте со значимым взрослым, а не с посторонней тетей. То есть мама на занятии нужна не для облегчения жизни педагога, а для развития малыша. Он повторяет за мамой и чувствует себя в безопасности, только в спокойной ситуации он может развиваться.
Теперь давайте разберем вопросы, которые помогут оценить качество «развивашек», на которые вы хотите записать ребенка.
1 Как педагог взаимодействует с ребенком?
У педагога может быть отработана методика, но если он не поладит с вашим ребенком или окажется слишком строгим, ходить туда не стоит. Ребенку для развития необходима комфортная обстановка, в состоянии стресса мозг не развивается. Попробуйте сами решить задачу, выйдя в мороз на улицу в одних тапочках. Организм будет тратить все силы на то, чтобы согреться, согласны? Так же и с мозгом малыша.
Педагог может оказаться слишком мягким — в группе сразу проседает дисциплина, тоже нехорошо.
Еще один нехороший признак — если педагог уделяет все внимание и время одному проблемному ребенку, а ваш умничка оказывается предоставлен сам себе. Посидеть в одиночестве ребенок может и дома.
Хороший педагог поддержит и маму, и ребенка психологически. Ведь маме тоже может понадобиться поддержка, когда она увидит своего ребенка с другими детьми и невольно начнет их сравнивать.
2 Занятия похожи на игру или на обучение?
К сожалению, до сих пор встречаются развивающие занятия, которые правильнее назвать обучающими. То есть как в школе: педагог дает материал, проверяет, что сделали дети, исправляет ошибки. Многие мамы уверены, что именно так и надо — ребенку скоро в школу, пусть привыкает.
Тут кроется большая ошибка. Ведущая деятельность в раннем детстве и в дошкольном возрасте — игровая. Все, что будет дано в игре, ребенок усвоит лучше. Практически любое задание можно сформулировать как игровое или как обучающее. Например, с малышами до трех лет просьба повторить название фигур приведет к значительно меньшим результатам, чем игра с этими фигурами в качестве печений для игрушек.
Все, что будет дано в игре, ребенок усвоит лучше. Практически любое задание можно сформулировать как игровое или как обучающее.
Даже у ребенка пяти-шести лет задание «продолжить логический ряд...» может вызвать скуку. В то же время ребенок будет с интересом дорисовывать змею, у которой по всей длине был одинаковый узор, но стерся от дождя — и надо помочь ей снова стать красивой и целой.
Еще один бонус игровых занятий — дети с радостью бегут на развивашки, их познавательная мотивация в разы выше. Глядишь, и собеседование в школу пройдет легко и непринужденно.
Почему многие педагоги не практикуют игры? Вести обучающие занятия за партой легче, чем придумывать и учиться чему-то новому. Легче удерживать дисциплину. Результат тоже известен. От этого выигрывает педагог и группа в целом, но могут «проиграть» конкретные дети — и, например, ваш ребенок.
Так что обратите внимание, в какой форме проходят занятия: «задание — выполнение» или «пение песен, двигательная активность, игры».
3 Какое соотношение подвижных активностей и занятий за партой?
Что нужно для школы? Долго сидеть на одном месте. В итоге занятия, на которых много движения, не воспринимаются всерьез, ведь побегать и попрыгать можно и на прогулке.
При этом только в движении можно укрепить мышечный корсет, чтобы в школе не было проблем с осанкой.
В движении развивается крупная моторика, без которой не работает мелкая. Бессмысленно подсовывать годовалому ребенку мозаику, если он еще ползает с трудом. Если ребенок неловко ходит и не может как следует бросить мяч, то и учиться писать ему будет сложно.
Посмотрите, Какую часть занятия занимает двигательная активность. Меньше половины? Лучше поискать еще.
4 Материал соответствует возрасту?
В одной группе находятся дети разных возрастов. В первом классе разница между учениками в полгода — это нормально, для детей до трех лет — на счету каждый месяц. Ребенок в год и один месяц и ребенок в год и два месяца — это совершенно разные дети. Плюс к этому скорость развития детей очень и очень разная, и более-менее выравнивается только к школе.
Если педагог ориентируется на возраст ребенка, разным мамам он скажет разное:
За ребенка 1,5 лет кружок пусть вырежет мама
Ребенок 2 лет пусть вырежет кружок вместе с мамой, которая будет держать его руку в своей
Ребенок 2,5 лет может попробовать справиться сам, если он уже держал ножницы в руках и нарезал полосочки
Если ребенок 2,5 лет держит ножницы первый раз, то лучше с мамой
Видите, сколько нюансов? На них и должен указать педагог, а также сказать, чем позаниматься дома.
5 Какого качества развивающий материал?
Самый сложный пункт — это качество материала. Чтобы оценить его, мама должна иметь представление о законах развития малыша.
Например, мы уже говорили раньше: крупная моторика развивается раньше мелкой. Простое перекатывание мяча будет более полезно, чем рисование этого мяча на бумаге. Или, например, ребенок цвета (фигуры, размеры...) запоминает лучше в сравнении: берите в игре два цвета — вот красная ягодка, вот синяя, а не все красные.
Простое перекатывание мяча будет более полезно, чем рисование этого мяча на бумаге.
Звучит просто, но, к сожалению, но педагоги хотят показать мамам, как много они дают ребенку на одном занятии — и машинку из фигур сложат, и пересчитают до десяти, и за партой посидят пятнадцать минут, как школьники. Есть ли от этого толк? Есть, конечно. Но будет лучше, если с малышом в спокойном темпе сделают меньше заданий, которые подходят ему по возрасту.
6 Сколько детей в группе?
Если в группе больше семи-восьми человек, эти занятия вряд ли будут эффективными. Объяснения педагога будут слишком часто прерываться криками малышей и вопросами мам.
Бывает, дети подбираются спокойные, а педагог настолько квалифицирован, что справляется с группой малышей десять-двенадцать человек, а то и больше. Но большое количество детей должно насторожить — вдруг занятия проходят за партой, и педагог просто хорошенько запугал детей?
Развивающие занятия — краткая памятка
Как должны выглядеть идеальные занятия для малыша:
- Занятия для детей до трех лет проходят вместе с мамой.
- Малышу и маме должно быть комфортно с педагогом.
- Занятие должно проходить в форме игры.
- На занятиях с детьми до трех лет должно быть больше активности, а работа за столом — минимальна.
- Педагог должен понимать особенности развития детей, давать советы, учитывая уровень каждого малыша.
- В группе должно быть не более семи-восьми детей.
Автор статьи: Зеленцова Галина Николаевна