: Время прочтения:

Даже если ребенок всегда поступает, как говорят взрослые (как правильно и хорошо), это не всегда приводит к похвале и награде. Что делать родителям — смягчить удар или дать «понюхать пороху»? Разбираемся с психологом.

Моя мама очень старалась, чтобы у нас с братьями всё было по-честному. Я даже не говорю о глобальных вещах! Когда мы ели вишню в сиропе, она выкладывала одинаковое количество вишенок по блюдцам и лишь потом ставила их на стол. Что она давала одному ребенку, она также предлагала и другому — еду, подарки, помощь, время, свою любовь.

Я считаю, что выросла в очень справедливой семье. Но теперь у меня самой есть ребенок, и когда он или я сталкиваемся с несправедливостью, у меня отключается рациональное мышление.

Я искренне не понимаю, что делать, а просто сильно страдаю. Видимо, мамина идеальная справедливость сыграла со мной злую шутку...

Извечный, сложнейший, спорный вопрос — есть ли на земле справедливость? Но дети с ним сталкиваются в очень раннем возрасте. Пытаться сделать мир вокруг них более честным? Или давать им «понюхать пороха» в детстве?

Ко второму-третьему классу мир уже несправедлив

Каково это быть «обделенным», дети понимают очень рано. В 3–4 года родители уже не знают, куда деваться от «а у нее половина больше» и «у него фломастеры ярче». Ближе к восьми годам дети учатся вставать на место другого человека и начинают чувствовать, каково это быть тем, кого обделили.

Обостренное желание, чтобы мир был идеально честен и справедлив, корнями уходит во времена, когда ресурсов хватало не на всех, и физическое выживание зависело от того, кто больше «урвет».

Иными словами, дети понимают: если они радуются, что им больше досталось, то кто-то страдает из-за того, что ему досталось меньше.

Так есть ли в мире справедливость? Над этим вопросом дети ломают голову и в подростковом возрасте, и когда уже совсем перестают быть детьми.

Существует только два варианта — справедливость/несправедливость?

Обостренное желание, чтобы мир был идеально честен и справедлив, корнями уходит во времена, когда ресурсов хватало не на всех, и физическое выживание зависело от того, кто больше «урвет». Поэтому несправедливость сопровождается проявлениями жадности, завистливости, хитрости, жестокости.

Но этот черно-белый, голодный взгляд (либо справедливо, либо несправедливо; либо всё другому, либо мне) можно заменить на более широкий, богатый взгляд. Жизнь и те блага, которые она несет — не пирог. Жизненных благ не становится меньше от того, что кто-то получает то, от чего он счастлив.

Если Маша и Таня делят пополам печенье, Машу можно попросить разломить его на две половинки, а Таню — выбрать ту, которую она больше хочет.

Скорее наоборот: чем больше счастливых людей вокруг нас, тем вероятнее и мы будем получать то, что приносит удовольствие. Нет необходимости защищать территорию и вещи, ведь всем хватит, и все будут довольны. Теряя что-то, мы одновременно приобретаем что-то другое.

Вовлеките в «дележку» обе стороны

Когда прививаете ребенку это щедрое отношение к справедливости, нужно контролировать не то, что и как делится между людьми, а чувства, которые появляются в результате раздела (любого). Хороший способ это сделать — вовлечь всех заинтересованных в процесс разделения.

Например, если Маша и Таня делят пополам печенье, Машу можно попросить разломить его на две половинки, а Таню — выбрать ту, которую она больше хочет. Таким образом и Маша будет стараться честно делить, и Тане достанется тот кусок, который ей больше нравится.

Конечно, такой подход может касаться не только еды: в песочнице Таня может решить, что они пользуются формочками по очереди, а Маша выбрать, кому формочка достается первой. Решая, кто какие домашние обязанности выполняет в выходные, Маша может разделить их на две группы, а Таня выбрать, какая ей больше нравится (или какая меньше раздражает).

Разберите с ребенком эти вопросы

Поскольку нет простого ответа или упражнения, которое поможет наладить отношения вашего ребенка с несправедливым миром, важно обсуждать с ним эти сложные темы. Особенно в подростковом возрасте, когда формируются моральные и ценностные ориентиры.

Вот несколько вопросов, которые помогут запустить диалог:

  1. Должны ли родители абсолютно одинаково относиться ко всем своим детям (или должны ли учителя относиться абсолютно одинаково ко всем ученикам)?
  2. Сможешь ли ты честно и справедливо судить соревнование, в котором участвует друг?
  3. Если нужно выполнить работу, для которой есть «более пригодные» люди, следует ли ожидать, что именно они будут ее выполнять? Например, если нужно поднимать что-то тяжелое, означает, что сильные люди должны поднимать больше?
  4. Может ли то, что справедливо для одного, быть одновременно несправедливым для другого человека?
  5. Животные могут вести себя несправедливо? И что это говорит о понятии «справедливость»?
Сталкивались ли вы с острыми реакциями своих детей на несправедливость? Как удалось с ними справиться? Расскажите в комментариях.