: Время прочтения:

Как детские задания на логику могут мешать ребенку мыслить свободно и творчески — разбираемся с детским психологом Галиной Зеленцовой.

5 опасных стереотипов, которые встречаются в детских заданиях на логику

При подготовке к школе в первую очередь родители обращают внимание на чтение и счет, хотя развитие логического мышления является более важным. Без него невозможно ни читать, ни считать.

Уделять внимание логическому мышлению надо тоже с умом. Слишком часто мы придерживаемся стандартных схем и в итоге попадаем в тупик в виде стереотипов.

Давайте рассмотрим примеры заданий на развитие логического мышления и найдем в стереотипы, которых стоит избегать.

1 У задачи всегда есть решение

Мы предлагаем ребенку задание и всегда знаем, что у задачи есть решение. Например, нужно соединить животных с их тенями. Каждому животному из первого столбика соответствует одна тень из второго столбика.

А может ли быть так, что одному животному тень не соответствует? Или тень похожа, но в зеркальном отображении? Похожа, но без хвоста? Если вы возьмете стандартные задания, то ответ один: нет, не может! Потому что каждому животному должна соответствовать одна тень.

Обратимся к жизни: всегда ли задача имеет решение? Всегда ли это решение одно? Тень от животного при освещении с разных сторон будет разной, при солнце в зените ее почти не будет, а в темноте не будет совсем. То есть задача может как не иметь решения, так и иметь несколько. Тогда зачем мы навязываем детям стереотип, что решение должно быть одно?

Как избежать формирования стереотипа. Выбирайте задания, в которых ответы будут не для всех героев. Пусть хотя бы одно животное останется без тени, или тени будут не совсем соответствовать животным. Пусть из одинаковых фигур будут сложены не два дома из разных столбиков, а три, а для другого дома пары не найдется вовсе.

2 Правильное решение только одно

В предыдущем пункте мы затронули эту тему, давайте разберем еще пример для закрепления.

Стандартное задание для детей: кто лишний — медведь, белка, кошка или лиса? Догадываетесь, что дети выбирают не только кошку? Да, некоторые называют белку! Потому что она живет на дереве, а остальные на земле. Но разве этот вариант неверный?

Самым правильным будет уточнить у ребенка, почему он так думает. Если он даст адекватное объяснение, его ответ тоже правильный.

Снова обратимся к жизни: у каждого человека есть свое мнение по поводу того, какое решение правильное. Главное — уметь аргументировать свою позицию.

Снова обратимся к жизни: у каждого человека есть свое мнение по поводу того, какое решение правильное. Главное — уметь аргументировать свою позицию. Этому и надо учить детей. Не стоит приучать ребенка всегда безоговорочно соглашаться с точкой зрения взрослого.

Как избежать формирования стереотипа. Давайте детям задания, где вариантов решения может быть несколько. Пусть они объясняют свой выбор. Не навязывайте точку зрения, что признак «домашнее или дикое животное» более весомый, чем место его обитания.

3 У всех предметов есть четкое соответствие друг другу

Задачи на соответствие — это нахождение и разделение предметов по аналогии. Дифференцирование — это просто разделение предметов по какому-то признаку. Например, если надо сложить красные шарики в красное ведерко, а желтые в желтое — это задача на соответствие. Просто разложить на две кучки — это дифференцирование.

Даже годовалые дети могут справиться с более сложным заданием, которым является дифференцирование. Но все же детям часто предлагают задания именно на соответствие.

Обратите внимание, насколько в конкретно этой задаче действительно нужно соответствие. Если мы говорим про чайный сервиз, то, конечно, чашка должна подходить к блюдцу по цвету и по рисунку. Если мы подбираем ключ к замку — тоже. Но вот деление шариков в разные ведерки по цвету — это явно надуманный пример, который не имеет в жизни аналогии. Вы когда-нибудь видели, чтобы люди черную смородину собирали в черное ведерко, а красную — в красное? Глупость, правда? Но описанная игра с шариками аналогична. Дети в этот момент не запоминают цвета — они просто делят по цвету, а заодно усваивают этот шаблон.

Вы когда-нибудь видели, чтобы люди черную смородину собирали в черное ведерко, а красную — в красное? Глупость, правда?

Или другой пример. Есть две дорожки — широкая и узкая. По какой из них пойдет слон, а по какой поползет улитка? Со слоном еще можно согласиться, что по узкой ему не пройти. Но улитке какая разница? Пусть вместе идут по широкой, чем не вариант. И ребенок на тестировании так может аргументировать ответ: «Слон пойдет по широкой дорожке, а улитка может проползти по любой. Она не будет мешать слону, потому что тот быстрее и уйдет вперед».

Как избежать формирования стереотипа. Тщательно выбирайте задания с соответствиями. Наверняка, ребенок решит, что гномик в красной одежде будет жить в красном домике, но не навязывайте ему этот стереотип сами. Гномик может жить в любом домике!

4 Важно всегда играть по правилам (работать по шаблону)

В обучении не обойтись без работы по шаблону. Но учить этому ребенку надо умеренно. И всегда выходить за рамки привычного, когда есть такая возможность.

Представьте четыре точки, нарисованные внутри квадрата. Представили? Наверняка они расположены по углам квадрата, как на кости домино, так? А если пять точек? Теперь вы добавили еще одну точку посередине? Вот он шаблон, хорошо засевший в нашей голове. Мы так привыкли видеть фишки домино, что на автомате представляем точки именно так. И ребенок тоже. Задание, в котором точки будут расставлены иначе, может озадачить его.

Давайте разберем пример работы по шаблону. Положим на стол монеты достоинством 1, 2 и 5 рублей. Сдвинем вместе три монеты разного достоинства (1, 2 и 5) и скажем ребенку: в сумме эти три монеты дают 8 рублей. После этого ребенок скорее всего соберет еще несколько точно таких же кучек. А дальше будет с удивлением (непониманием, неудовольствием или тревогой) смотреть на оставшиеся монеты, которые не вписались в кучку, хотя из них тоже можно получить восемь. Он, может быть, уже умеет считать, но не может выйти за рамки шаблона.

В шаблоны его все равно «загонят» на разных занятиях. Пусть хоть там, где это не так важно, ребенок выражает себя.

Возможно, это боязнь ошибиться. Но кто формирует эту боязнь? Взрослые, которые в жесткой форме указывают ребенку на ошибки. Не останавливайте малыша, если он рисует фиолетовую морковку и оранжевую свеклу. Когда закончит, вы можете спросить, какого цвета морковка и свекла лежат в холодильнике. Не настаивайте, чтобы ребенок рисовал или раскрашивал по шаблону.

Как избежать формирования стереотипа. Останавливайте себя, когда ребенок что-то делает не по шаблону. В шаблоны его все равно «загонят» на разных занятиях. Пусть хоть там, где это не так важно, ребенок выражает себя.

5 Шаблоны нельзя менять

Если все время решать задачи с яблоками, то совсем не факт, что ребенок решит похожую задачу с грушами. В данном случае шаблон нужен, но надо донести до ребенка, что яблоки в нем можно заменить на что угодно, а математические операции всегда останутся одинаковыми.

Как избежать формирования стереотипа. Давая детям задания, ищите варианты, чтобы у ребенка не формировался стереотип, что шаблон подходит только под конкретный случай. Показывайте на живом примере, что пять минус два равно три — сначала на яблоках, потом на грушах, потом на машинках.

Чем опасны стереотипы

О некоторых результатах, которые мы увидим сразу, уже сказали. Другие результаты мы увидим в школе, когда ребенок будет работать исключительно по шаблону.

Как дети пишут сочинения? Берут стандартные фразы критиков и переписывают одно и то же. Ученик, который осмелился высказать свое мнение, может получить неудовлетворительную оценку, если у учителя стереотипное мышление.

К сожалению, такая ситуация бывает, но это не означает, что мы должны привязываться к шаблонам. Только готовый выйти за рамки привычного человек способен мыслить творчески и создавать новое.

Как избежать стереотипов в заданиях на логику

Запомните, запишите или сделайте скриншот экрана:

1 Предлагайте ребенку задачи, в которых есть несколько правильных решений.

2 Если возможны разные варианты ответов, просите ребенка аргументировать свой выбор.

3 Не ищите соответствия там, где его нет. Лучше предложить ребенку самому выбрать признаки, по которым можно поделить предметы.

4 Давайте ребенку шаблон только там, где он необходим. Буквы, цифры, арифметические действия и правила грамматики — универсальные шаблоны, с которыми человек работает, их надо придерживаться.

5 Не ограничивайте ребенка там, где шаблон не является необходимым. Если малыш хочет, то пусть листья на дереве будут синими. В дальнейшем ребенок разберется, в каких случаях стоит придерживаться правил, а в каких можно сделать по-своему.

Чем меньше стереотипов мы передадим детям, тем больше шансов у них создать что-то новое, изменить жизнь людей в лучшую сторону, осуществить то, что нам кажется невозможным.

Антонова Стелла Леонидовна, Клинический психолог, нейропсихолог
Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Стелле Леонидовне.