Навыки успешного первоклассника
: Время прочтения:
В книге Фолькера Цене «Что должны знать дети» описана концепция готовности детей к школе. Несколько лет назад она разошлась по интернету и получила различные отзывы. Большинство сошлось на том, что эти критерии слишком сложны.
Вот список основных признаков.
Самостоятельность
Дети должны уметь самостоятельно:
- Одеваться, раздеваться, завязывать шнурки.
- Ходить в туалет и соблюдать простейшую гигиену.
- Отличать право и лево, знать домашний адрес и дорогу домой, телефоны родителей и свой собственный.
- Различать деньги и покупать простейшие продукты по списку.
- Засыпать, оставаться в одиночестве, позаботиться о простейшей еде и питье, если голодны.
Любознательность
Детям необходимо познавать мир:
- Задавать 1000 вопросов в день и получать 500 ответов.
- Знать, что все их вопросы — умные, что их любопытство — это нормально, и что всему в мире есть объяснение.
Общение
Дети должны начинать встраиваться в социум:
- Знать, что в каждой семье свои правила, ритуалы, игры и пр.
- Общаться как с детьми, так и со взрослыми (кроме родителей) и выстраивать с ними дружеские отношения.
- Быть примером для других, брать пример с других.
- Терпимо относиться к людям другого возраста, пола, национальности, цвета кожи и пр.
Правила приличия
Детям необходимо учиться правилам хорошего тона:
- Знать, как вести себя за столом и почему.
- Говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», а также «извини».
- Проявлять уважение к другим и заботиться о них, зная, что люди поведут себя также.
- Чувствовать ту грань, за которой отстаивание только своих желаний становится проблемой.
Уверенность в себе
Чтобы дети формировали уверенность в себе, им нужно:
- Пробовать новое, проявлять самостоятельность, знать, что родители отнесутся к этому терпеливо и помогут, если их помощь потребуется.
- Просить о помощи, помогать другим, терпеть поражение, стараться несмотря на препятствия.
- Знать, что они не выскочки и не незнайки, что они часто достигают своих целей, и знать это про других людей.
Опрятность
Детям необходимо формировать представление об опрятности:
- Понимать, что у всех свои представления о чистоте.
- Понимать, зачем нужно складывать и убирать вещи.
- Знать, где и когда можно устроить хаос, а где — нет.
- Иметь минимальный набор домашних обязанностей.
Семья
О семье дети должны иметь следующие представления:
- Понимать структуру семьи и родство, знать, что семья — место, где они всегда получат помощь и поддержку.
- Знать несколько семейных историй, понимать, что их детство и детство их родителей отличались.
- Знать, что их появления очень ждали.
Развитие
- Дети должны слышать богатую, сложную речь, а также уметь начать и закончить разговор, знать правила приличия в разговоре со знакомыми и посторонними, знать несколько стишков или песен.
- Иметь любимые книги, уметь их разыгрывать и фантазировать о них, уметь сочинять истории и их рассказывать, а также высказывать свое мнение о героях и их поступках, посещать библиотеку и уметь пользоваться книгами.
- Должны знать правила дорожного движения и понимать их смысл.
- Знать возможности и границы своего тела в спорте, хотеть заниматься тем или иным видом спорта, знать, что только упорство дает результат, но и понимать, когда нужно прекратить занятия или игру.
Электроника и виртуальная реальность
Дети должны владеть навыками обращения с гаджетами:
- Уметь отвечать на телефон, называя свое имя, просить перезвонить позже и знать, какую информацию не следует разглашать по телефону.
- Знать, что некоторые программы по телевизору про настоящую жизнь, а некоторые — про вымысел.
- Знать, что многое в компьютере — вымысел, и есть разница между реальными и виртуальными событиями.
Смерть
- Должны получать честные ответы взрослых.
- Знать о смерти родственников и домашних животных.
Общение с природой
Это важнейшая часть развития ребенка:
- Дети должны пачкаться и уставать во время занятий спортом.
- Хоть раз построить шалаш, плотину, костер, промокнуть и обгореть, поиграть в опавших листьях, посадить цветок.
- Дети должны владеть базовыми знаниями о растениях: как они растут, какие есть в округе, знать влияние времен года на них и понимать, что они не живут без нас, а мы не можем жить без них.
Этот список — мнение автора книги, Фолькера Цене. Как думаете, всё ли здесь подходит для детей нашей страны?