: Время прочтения:

Психолог Анна Владимировна Серебряная рассказывает о достижениях науки, которые могут учитывать и применять родители и преподаватели в обучении младшеклассников.

«Метр с кепкой» только внешне — окончательно сформированный человек: в 6–7 лет мозг проходит через серьезные изменения. «Дорожки» между нейронами (их в мозге триллионы!) проходят жесткий отбор: те, которые реже используются, исчезают, чтобы ускорить работу тех, которые используются чаще.

Какие еще факты известны науке, и как их применить на практике — в обучении ребенка?

Выше планку: мозг требует нагрузок

Мозг ребенка обладает невероятной нейропластичностью — способностью меняться, адаптироваться и учиться новому. Если мозг «недогружен», важные отделы простаивают или развиваются медленнее, чем могли бы.

Например, исследования показали, что многое зависит от ожиданий учителя или воспитателя. В одной работе учителям сообщили, что дети, которые ранее считались отстающими, на самом деле очень талантливые, одаренные. Учителя изменили требования к детям и стали ожидать от них бОльших успехов — и дети начали показывать более высокие результаты, чем раньше.

Таким образом, нейробиология говорит, что ребенку подойдет аккуратный, заботливый, но при этом достаточно требовательный учитель.

Поощряйте вопросы и любознательность

Дети в 6–7 лет очень разговорчивы: «почему», «зачем» и «как» не прекращаются до ночи.

Согласно исследователям Принстонского университета, в этом возрасте мозг ребенка понимает примерно 13 тысяч слов и учит новые слова со скоростью 10 слов в день! Так у ребенка формируется внутренняя «карта языка», которая позволяет быстро распознавать речь и категоризировать новые слова.

Поэтому важно разговаривать с первоклассником по-взрослому, объяснять значение новых слов и вовлекать в диалог. Это поможет со словарным запасом, устной и письменной речью.

Тренируйте концентрацию, если нужно

Первоклассник концентрирует внимание на одном предмете или теме от 6 до 20 минут (но не больше).

Исследования показывают, что внимательность зависит от пола: области мозга, которые отвечают за концентрацию, у девочек достигают максимальных размеров к 10,5 годам, у мальчиков — к 14,5. Естественно, в 6–7 лет часто видна разница.

Улучшить концентрацию ребенка помогут занятия с нейропсихологом, медитативные практики и тренировка осознанности, интересующие ребенка занятия, которые требуют длительного вовлечения (например, настольные игры, моделирование).

Договоритесь, когда ребенок пользуется гаджетами

Сидение в гаджетах плохо влияет на развитие — появляются исследования о том, каким образом компьютеры, планшеты и телефоны влияют на головной мозг.

Исследователи считают, что гаджеты заставляют определенные области мозга выделять много дофамина, гормона, который влияет на концентрацию внимания. Его переизбыток утомляет формирующийся мозг, после выключения гаджета происходит «откат» — ребенку тяжелее сконцентрироваться, возникают плохо регулируемые эмоциональные реакции (раздражение, истерики).

Подходите к гаджетам осознанно и помните, что в школе ребенок без них может обойтись.

Учитесь вместе распознавать и называть чувства

Мы часто ждем, что с первоклассником можно говорить «по душам». В реальности, нейробиологи Гарвардского университета доказали — в этом возрасте часть коры головного мозга, которая отвечает за речь, еще плохо соединена с областью, в которой возникают эмоции.

Иными словами, ребенок может испытывать сильную грусть, но не знать, из-за чего, еще не может объяснить словами, почему ему так грустно.

Хорошая новость — если учить ребенка распознавать и называть чувства, эта связь быстро формируется.

Старайтесь избегать травматичных ситуаций

Мы лучше усваиваем информацию в спокойной, умеренно требовательной обстановке. Многие исследователи изучают, как выраженный стресс влияет на развитие головного мозга.

Пока что данные неутешительные: например, доказано, что психическая травма в детстве может привести к выделению экстремального количества кортизола. Этот гормон может оказывать разрушающее воздействие на гиппокамп — область мозга, которая участвует в формировании памяти.

Также, становится понятно, что стресс оказывает влияние на геном человека. Из-за этого организм больше не может быстро снизить концентрацию кортизола, состояние «боевой готовности», напряжения затягивается. Считается, что утрата этой особенности может в будущем приводить к психическим проблемам: депрессии, тревоге, посттравматическому стрессовому расстройству.

Конечно, невозможно полностью устранить стресс в жизни ребенка, но старайтесь избегать травматичных ситуаций.

Статья составлена на основе заметки «Inside the 1st grader’s brain».