Мой ребенок — тормоз
: Время прочтения:
У меня есть сын, 11 лет. Он всегда был очень... медленным. Умный парень, но если не хочет что-то делать — начинает тормозить. Утренние сборы, чистка зубов, домашние задания — все медленно.
Мы с мужем думаем, что если не будем над ним стоять, то он вообще ничего не будет делать, будет опаздывать в школу и все забывать. Может быть отстать от него, и пусть набьет себе шишек? Я боюсь, что это его ничему не научит, ему будет все равно. Это нормальное поведение для его возраста?
Я постоянно сравниваю его с младшей сестрой, которой 9. Конечно, она девочка и это играет свою роль, но она лет с 5 делает практически все быстрее, чем он! Я очень устала и уже готова опустить руки. Как мне помочь ребенку?
С такими детьми сталкивались многие, если не в своей семье, то где-то еще. Многие взрослые помнят себя такими — как им постоянно делали замечания за «витание в облаках» и «тормознутость». В чем здесь проблема и как помочь?
Ребенок может быть «тормозом» по четырем причинам:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ)
- Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия
- Гиперопека
- Это его врожденная черта, особенность
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Первое, что нужно исключить — синдром дефицита внимания без гиперактивности. Мы представляем СДВГ, как внутренний «моторчик», который не дает ребенку концентрироваться на одном деле и приводит к бесконечной неконструктивной активности.
В реальности, гиперактивность встречается не всегда. Такие дети обычно тихие, спокойные, учителя их не замечают. Внимание их рассеяно, и если не помогать им концентрироваться, когда им не очень интересно (на уроках, во время уборки), они бросают попытки и «застывают» на месте.
Чтобы подтвердить СДВ, нужна консультация нейропсихолога и врача-психиатра.
Тревожное, обсессивно-компульсивное расстройство или фобия
Второе, что исключают специалисты, — тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство.
Часто дети замедляются из-за страха совершить ошибку, забыть, недоглядеть, сделать не так и навлечь на себя гнев учителей или насмешки одноклассников.
ОКР и другое психическое расстройство распознает психиатр, но чтобы не пугать себя и ребенка, можно сначала проконсультироваться с психологом.
Гиперопека
Когда исключили СДВ и тревожные расстройства, остается воспитание. Если мама все делает за ребенка — следит за временем, собирает рюкзак, помнит про распорядок дня, напоминает про уроки — зачем ребенку фокусироваться?
В данном случае необходимо медленно ослабить контроль, дать ребенку учиться саморегуляции на пробах и ошибках.
Врожденная особенность
Скорость обработки информации у всех разная. Есть быстрые и медленные люди. Быстрые не всегда «лучше» медленных, они просто разные. Такую особенность нужно принять и научиться с ней жить.
Ребенок-тормоз: порядок действий
- Показать ребенка нейропсихологу и психиатру, чтобы исключить СДВ
- Исключить тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство, патологические страхи — тоже у психиатра; можно сначала проконсультироваться с психологом
- Ослабить контроль, если ребенок ничего не решает самостоятельно
- Привыкнуть, что у ребенка есть определенная врожденная скорость, быстрее которой он никогда не «разгонится»