Куда делась школьная дружба?
: Время прочтения:
Многие родители сравнивают себя с собственными детьми и недоумевают: куда делось общение? Дети не гуляют вместе, в школе не играют друг с другом, во двор не просятся, а когда подрастают, выясняется, что та Маша, которую родители считали лучшей подругой, исчезла навсегда просто из-за того, что поступила в другой ВУЗ. Надо признать, что само понятие дружбы сильно изменилось. Что это — временная тенденция или новые реалии? Почему так происходит и опасно ли это?
Интернет, социальные сети
На самом деле, дружба не исчезла, но трансформировалась. Из-за появления интернета, социальных сетей, Скайпа большая часть общения происходит виртуально.
У этого есть как плюсы, так и минусы:
- дети легче находят какой-то круг общения, пусть и виртуальный;
- детям легче поддерживать общение с теми друзьями, которые живут далеко и с которыми в противном случае они не общались бы вовсе;
- в виртуальной реальности очень много лжи в самых разных ее формах.
В интернете врать легче, поэтому многие из тех, кто в обычной жизни не стали бы этого делать, в социальных сетях дают себе волю. Интернет выступает определенным фильтром: мы не видим человека и его жизнь полностью, мы видим только то, что он выбирает для показа, но ощущение такое, что у нас есть полная картинка.
Чаще всего, люди выбирают показать положительные стороны своей жизни и скрыть отрицательные. Более того, существуют специальные программы по изменению той «реальности», которую человек демонстрирует: начиная от соцсетей и заканчивая простенькими программами, меняющими контур и пропорции тела.
Дети попадают в замкнутый круг: другие идеальны и их жизнь прекрасна — я и моя жизнь не идеальны — надо либо приложить титанические усилия, чтобы на самом деле стать абсолютно идеальным, либо... соврать об этом. Возникает очень много негативных переживаний: страх того, что обман будет раскрыт, ревность, зависть, ненависть и неудовлетворенность собой, собственным телом, своей жизнью.
Дополнительные занятия, кружки, секции
Кроме того, современные дети живут в культуре достижений: доступность разных внешкольных занятий очень высока и практически все дети ходят на несколько кружков. Конечно, это хорошо и правильно, но эта тенденция имеет и свое влияние на дружеские отношения:
- вокруг ребенка оказывается очень много других детей. Для стеснительных и тревожных детей это постоянное испытание: им приходится вновь и вновь, несколько раз в день, устанавливать, поддерживать и затем прекращать контакт с самыми разными детьми. Если это не получается, они находят отдушину в интернете;
- общение за совместной деятельностью часто бывает достаточно поверхностным, просто потому что сложно и общаться на какие-то глубокие темы, и чем-то еще заниматься;
- из-за количества кружков многим детям не хватает ни времени, ни сил общаться. После того, как они выполнили все дела, им хочется только одного — тишины и одиночества.
Что же делать родителям?
Никто точно не сможет сказать, навсегда ли изменилось общение или это пройдет со временем. Но уже вполне очевидно, что интернет, гаджеты, социальные сети и склонность к визуальному восприятию информации никуда не денутся из нашей жизни и жизни наших детей. А это означает, что просто запрещать и отнимать — не выход, необходимо искать наиболее эффективный способ справиться с изменившимися обстоятельствами.
Во-первых, задумайтесь, что вас пугает и расстраивает больше всего? Я думаю, что вы быстро поймете, что это не интернет как таковой, а что-то связанное с ним, но присущее не исключительно ему. Например, многие родители боятся, что в интернете много мата и дети могут наткнуться на информацию, которая не подходит им по возрасту. Но ведь тоже самое было и раньше: родители волновались, что старшие дети научат младших ругаться и курить, что ребенок попадет в «плохую компанию». Как с этим справлялись? Не выпускать во двор — не выход, но вот разумно контролировать и ограничивать — вполне возможный вариант. С интернетом также: есть родительский контроль, с помощью которого можно ограничить доступ к определенным сайтам или в определенное время суток.
Во-вторых, многие родители выбирали «дружбу» с друзьями своих детей. «Лучше владеть всей информацией о том, с кем общается ребенок», «пусть лучше проводят время у нас дома, чем где-то неизвестно где», «пусть приятели детей знают, что к нам можно обратиться за помощью, т.к. мы свои и понимающие, а не пытаются решать их своими способами» — вот типичные утверждения таких родителей. Интернета это также касается: можно быть в курсе тех игр, в которые играет ребенок, тех постов, которые он лайкает, и обсуждать это.
Важно помнить, что форма общения меняется достаточно быстро, но не меняется глубинный смысл общения — эмоциональная связь с другими людьми. И если такая эмоциональная связь будет у вас с вашим ребенком, то со своими проблемами, горестями, радостями и удачами он всегда будет приходить к вам. Даже если сначала напишет об этом в соцсетях.