Быть лучшим... или быть собой?
: Время прочтения:
«...Это же сейчас просто мейнстрим, когда твой ребенок помимо школы посещает курсы развития, спортивную секцию и еще что-то „для души“. Я человек не столь „продвинутый“, но понимаю, что моему сыну, кроме школы, нужно еще какое-то увлечение. Воспользовалась старым добрым правилом: „девочку на танцы, мальчика на бокс“. Но на бокс набор с десяти лет, зато прямо через двор открыли школу дзюдо. Вот туда и отправился, причем с большим удовольствием, мой семилетка.
Сначала были тренировки трижды в неделю. Потом, как один из лучших, стал ходить пять. Трико и маечка сменились новеньким кимоно, школьный рюкзак — спортивной сумкой. И вот мы сдаем на пояс. Первые соревнования. Нормативы мы, конечно, сдали блестяще. А вот поединок... проиграли.
Дома мой спортсмен, который все уколы, синяки и раны сносил, стоически закусив губу, разражается жутким ревом. На два часа. На следующее утро в школу отказывается идти наотрез (хотя, проиграл мальчику из другой школы). На тренировки тоже. Ест через скандал. Гулять, играть не хочет. Вот вам и разностороннее развитие...»
Юлия, 28 лет
Комментарий детского психолога
Давайте определимся, чем занятия «для души» отличаются от профессионального увлечения? Формально — «в удовольствие» — это не более трех раз в неделю с возможностью прерывать занятия. Если тренировок четыре и более в неделю и пропускать их крайне нежелательно, речь уже идет о профессиональной подготовке. И главное отличие: мы не связываем будущее нашего ребенка с хобби. А с профессиональными занятиями — да. Есть еще один нюанс. Имя ему — маркетинг
Правильно отмечено, что необходимость водить детей как можно чаще и в самые модные секции — это влияние общества. А точнее — влияние маркетинга на общество.
Рассмотрим конкретный пример: мама водит дочь на танцы. Девочка не собирается стать балериной, но танцевать ей нравится и для здоровья полезно. За абонемент на 12 занятий семья платит определенную сумму. А если тренировок будет не три в неделю, а пять? Абонемент на 20 посещений почти вдвое дороже. В школе маму убедят в том, что тренироваться необходимо пять раз. В противном случае ее дочка отстанет от группы и будет хуже других. А этого никак нельзя допустить.
И вот ребенок начинает заниматься уже профессионально, например, чтобы победить в конкурсе. А конкурс танцев — это не только способ демонстрации успехов учеников, но и маркетинговый ход тоже. Ведь к нему надо долго готовиться, причем лучше всего — индивидуально с тренером. И костюмы, оргвзносы... Нужно ли это вашему ребенку? И как он будет вести себя, если проиграет?
На самом деле, поражение может производить на психику два эффекта: или стимулировать ее, или травмировать. Есть такое англоязычное выражение, ставшее лозунгом для профессиональных спортсменов: «no pain — no gain» (без боли нет роста). И если для одного — это действительно так, то для другого каждое новое падение — это лишь новая травма.
Вернемся к описанной ситуации с соревнованиями по дзюдо. Мама пишет, что отдает сына в секцию «для здоровья и души». Но через некоторое время он ходит туда пять раз, как профессионал. Участвует в соревнованиях на пояс, как профессионал и... проигрывает. Как профессионал.
Для профессионала поражение — действительно часть роста. Азарт. Желание взять реванш. Но здесь другой случай. «Ребенку нравится ходить» — не показатель того, что увлечение переросло в нечто большее. «Нравится» складывается из слишком большого количества аспектов, начиная с контакта с тренером и заканчивая возможностью похвастаться перед друзьями парочкой приемов. Да и что бы активному, здоровому мальчишке не нравилось ходить на дзюдо...
Что мы получаем от пятидневных тренировок, кроме того, что ребенок вроде бы занят чем-то полезным?
Даже взрослые не всегда сознаются себе, что перегружаются / перерабатывают и устают. А ребенок может выгореть и заработать неврастению совершенно незаметно. Поэтому каждый родитель прежде всего должен задать себе вопрос: «А хочу ли я, чтобы мой ребенок занимался этим профессионально? Будет ли он дзюдоистом / боксером / балериной / музыкантом / артистом театра?» Второй вопрос еще важнее первого: «А хочет ли этого мой ребенок?» И не говорите, что он еще слишком мал, чтобы решать.
Ребенок достаточно четко понимает, интересно ему то или иное занятие или нет. Конечно, не после просмотра показательных выступлений, а после пары месяцев труда, первых шишек, строгости и необходимости соблюдать режим. Если ваши желания не совпадают,позвольте решить ему. Позвольте. Это его выбор и его ответственность. Можно и нужно нести ответственность уже в три года и в пять лет.
Если растить профессионального спортсмена или балерину вы не собираетесь, будет достаточно занятий два — три раза в неделю. Давайте ребенку возможность похалтурить, если он устал, ему надоело или у него снизилась школьная успеваемость. Такого режима достаточно и для поддержания физического здоровья и организации досуга, и для новых впечатлений, и для возможности учиться на своих ошибках.
Если же вы с вашим ребенком решили, что он будет заниматься выбранным делом профессионально, то... вы будете бесконечно им гордиться. У вас появится еще один дополнительный повод его поддержать. Вы будете видеть, как он живет мечтой, как справляется с трудностями, ведь пережить фиаско тоже нужно уметь. В любом возрасте.
Мы говорили о двух типах реакции. Так вот, те, кто реагируют на поражение излишне болезненно и быстро теряют волю к победе, обычно не стремятся к достижениям. Это защитная реакция психики. И это нужно принять. Если же вы снова и снова сталкиваетесь с тяжелым стрессом у ребенка после проигрыша, задайте себе вопрос: «Это точно его выбор, а не мой? Не вкладываю ли я в него свои несбыточные надежды, не давлю ли на него? Не говорит ли он, что все хорошо, только потому что боится мне перечить?» Если вы проигнорируете эти вопросы, вы не только потеряете доверие самого дорогого человечка. Вы также рискуете его психическим здоровьем: неврастения развивается как раз у таких детей, несущих тяжкий груз завышенных ожиданий и требований родителей.
Так или иначе, иногда понять, что происходит с вашим ребенком, непросто. Если заниматься ему нравится, но переживания от проигрыша слишком велики, лучше не пускать ситуацию на самотек, а обратиться к детскому психологу. Ведь фундамент убеждений и навыков закладывается в детстве. Заложить в него стремление стать лучшим, несмотря ни на что — или — умение быть собой, находясь в гармонии и спокойствии? Решать вам.
Автор статьи: Яковлева Александра
Комментарий психолога: Серебряная Анна Владимировна