Быть как все: почему подросткам важно не выделяться из толпы
: Время прочтения:
Психолог Анна Владимировна Серебряная рассуждает, почему подростки копируют друг друга и своих кумиров.
— Мама, мне очень нужен айфон!
— Зачем? Телефон нужен, чтобы звонить, твой кнопочный отлично звонит!
— Но у всех есть, а у меня нет, я как последний придурок с кнопочным хожу!
В раннем подростковом возрасте дети начинают замечать, острее чувствовать различия и сходства с другими людьми, учатся сравнивать себя с ними. Поэтому диалоги, похожие на разговор выше, знакомы каждому родителю. Родители часто помнят себя подростками и могут вспомнить, что так же хотели быть точь в точь как кумиры, но тем не менее не находят ответа на вопрос «зачем». Так почему детям так важно быть как все?
Что думают ученые
Современная нейропсихология похоже нашла ключик и к этому вопросу. Например, ученые выяснили, что люди как вид более склонны (по сравнению с обезьянами) делать и думать как все, даже если это очевидно им не выгодно. Поэтому, с точки зрения нейронауки, говорить ребенку «Ну что ты всё как обезьяна повторяешь за всеми» — не совсем корректно!
Когда мы отличаемся от толпы, мозг чувствует себя отвратительно: как будто совершил ошибку и лишился удовольствия.
С помощью фМРТ были найдены области мозга, которые активируются и деактивируются в моменты, когда человек понимает, что повел себя не как все. Интересно, что активируется центральная часть поясной извилины (также активируется, если мы распознаем ошибку в своих действиях, например, в решении примеров), а деактивируется прилежащее ядро (которое еще получило прозвище «центра удовольствия», так как отвечает за получение удовольствия от жизни). То есть когда мы отличаемся от толпы, мозг чувствует себя отвратительно: как будто совершил ошибку и лишился удовольствия.
Мы сами поощряем детей копировать других
Люди и животные учатся наблюдая и повторяя за взрослыми. Общество это пропагандирует и поддерживает. Как часто вы говорили ребенку: «Смотри, как я держу ложку (завязываю шнурки, делаю суп, веду себя), повторяй за мной»?
Но наступает подростковый возраст, и дети, хорошо обученные нами, начинают усердно копировать других, стараясь во всем на них походить. Не того ли мы хотели?
Взрослые начинают с этим бороться и как будто говорят: «Ты должен быть как все, но только не в этом, и не в этом, и не вот в том. А так — пожалуйста, будь как все!» Такое послание непонятно, неприятно и запутывает. Проще следовать привычной схеме — копировать всё подряд, без разбору.
Что важнее — одобрение общества или свои желания?
У детей нет опыта, который показал бы, что даже самые непохожие на других находят себе нишу и живут в гармонии со своей непохожестью. В школьном мире социальный успех, уважение сверстников, друзей и поддержку имеют только те, кто во всем похож на остальных. Над теми, кто не такой, все еще смеются.
Со временем мозг (и человек) начинает понимать, что быть как все — не единственный правильный способ жить в этом мире.
Ожидать, что ребенок не будет хотеть «айфон как у всех», недальновидно. Стоит ли ему потакать?
Необходимо учитывать финансовые, временные, моральные и другие ограничения. То есть если купить то, что хочет ребенок, будет означать большую брешь в семейном бюджете — не стоит этого делать. А если нет — важен не результат, а чтобы ребенок понял, почему хочет айфон (скорее всего потому что хочет быть как все). Чем раньше он начнет понимать, что происходит с ним, с социумом, откуда такие желания, тем проще будет справиться с ними дальше, уже взрослому.
Надежду нам дает нейропсихология: коррекция слепого поведения «как все» осуществляется префронтальной корой. Со временем мозг (и человек) начинает понимать, что быть как все — не единственный правильный способ жить в этом мире. Префронтальная кора у детей еще не развита, но обязательно формируется при должном развитии.