: Время прочтения:

Считается, что 7 лет — лучший возраст для поступления в первый класс. Но это не значит, что как только ребёнок отпраздновал семилетие, он готов к школьным будням. Поэтому толкать его в учебный водоворот, зажмурившись, на удачу, страшно и даже опасно. Кто-то легко выплывет, а кого-то придётся и спасать.

Чаще всего родителей тревожат такие вопросы: «подружиться ли ребёнок с ребятами?», «как к нему отнесётся учитель?», «справится ли он с учёбой?». Всё это во многом зависит от уровня развития высших психических функций и психологической адаптированности. Многих проблем можно избежать, если помочь ребёнку созреть для школы. Сегодня поговорим о том, как определить, готов ли ребёнок учиться, как ему помочь адаптироваться к школе, и какие специалисты помогут пережить переходный период.

Адаптация — это приспособление к непривычным условиям внешней среды. В норме адаптация протекает за несколько стадий. Представьте себя на месте первоклассника:

  1. Он растерян. Где что находится? Как себя вести? Ему тяжело так долго сидеть за партой. В это время ребёнок может часто капризничать, плохо спать, отказываться идти в школу.
  2. Ребёнок начинает вливаться в школьную жизнь, разбираться, где что находиться.
  3. Режим дня стал привычным. Ребёнок ещё может путаться, но чувствует себя уже комфортно.
  4. Наконец, в школе, как дома. Ребёнок чувствует себя там естественно и свободно.

В среднем первоклассник приспосабливается недели за три. Но адаптация может затянуться до трёх месяцев и более, если этот процесс чем-то усложнён. Например, ребёнка записывают в новую секцию. Тогда на него ложится двойная нагрузка — множественная адаптация. Или есть неврологические отклонения. Родители могут даже не подозревать об этом. Думают, что ребёнок просто ленится, не хочет постараться, убеждают его, наказывают, винят себя.

Что вы можете сделать, чтобы помочь ребёнку пережить переходный период?

  • Покажите выгоды от обучения в школе, понятные дошкольнику: «Научишься писать и сам напишешь письмо бабушке. Вот она обрадуется!». «Смотри, ребята из твоей школы играют в футбол. Ты тоже сможешь вступить в команду». Но не умалчивайте и о том, что учиться это всё-таки труд.
  • Научите ребёнка самому себя обслуживать: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и т.д.
  • Учитесь слышать ребёнка. Пусть он знает, чтобы ни случилось, вы на его стороне. Когда за спиной тыл, легче найти силы идти вперёд.

Подумайте о школе заранее. Если 31 августа вы огорошите ребёнка, что завтра он станет школьником, он, наверное, обрадуется. Будет гордиться новым статусом, не спать ночь в ожидании «Дня знаний» и даже 2 сентября побежит в школу впереди вас. Но эта эйфория продлится не более двух-трёх дней. Дальше он поймёт, куда попал. Вот тут-то и начнётся весёлая жизнь для всей семьи.

Чтобы не было «сюрпризов» проконсультируйтесь с детским психологом и нейропсихологом хотя бы за год до поступления в школу. Тогда останется время для коррекции, если она понадобиться. Особенно, если ребёнок не ходил в детский сад.

Почему важно участие обоих специалистов? И нейропсихолог, и детский психолог диагностируют уровень готовности к школе и разрабатывают программы коррекции под каждого ребёнка. Но делают это каждый в своей сфере.

Чем занимается нейропсихолог?

Нейропсихология изучает процессы в мозге, которые отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь. Отклонения в этой сфере становятся особенно заметны в процессе учёбы. Если ребёнку сложно удерживать внимание, если у него плохая память, сложности с произношением, то понятно, что учиться ему будет сложно. Лучше поработать над этими функциями до школы, иначе адаптация усложнится. Или ребёнок быстро утомляется, заторможен, вам кажется, что он вас совсем не слышит. С этими симптомами тоже можно обратиться к нейропсихологу.

Как работает нейропсихолог?

Сначала выявляются слабые и сильные стороны головного мозга. Затем специалист разрабатывает программу нейрокоррекции, эффективную именно для вашего ребёнка. Нейрокоррекция состоит из двигательных и когнитивных занятий. То есть в программе будут присутствовать специальные физические упражнения и умственные задания, чем-то похожие на занятия с логопедом и дефектологом. Лекарства нейропсихолог не использует.

Чем занимается детский психолог?

Детский психолог также проводит диагностику и коррекцию, только уже в сфере психологической адаптированности. Он тестирует уровень школьной зрелости в эмоциональном, интеллектуальном и социальном плане.

Детский психолог определит, насколько готов ребёнок обучаться в коллективе, умеет ли управлять эмоциями, как реагирует на эмоции других людей, выясняет уровень мотивации к обучению. Многие дошкольники хотят в школу, но почему? Новый ранец, красивый пенал, статус школьника — чаще всего привлекает это. Но есть ли у ребёнка помимо всего этого стремление узнать новое, научиться чему-то?

С помощью тестов и заданий в игровой форме, психолог определит:

  • принимает ли ребёнок новый статус со всеми его обязанностями и правами,
  • насколько у него развито произвольное поведение,
  • положительно ли он относится к обучению в школе,
  • готов ли он к обучению в школе интеллектуально.

Самое важное, чтобы первый класс стал для ребёнка посильной ступенью вверх. Не слишком высокой, когда даже и пытаться не стоит. Чтобы у него и мысли не было найти другую лестницу — полегче. Например, побить кого-нибудь, или удивлять одноклассников знанием нецензурных слов, или врать, ради производимого впечатления. Все мы, люди, хотим, чтобы нас уважали. И если добиться этого уважения прямым путём (например, успешной учёбой) кажется невозможным, то ведь есть и другие пути. Наши дети, это ведь не «люди в будущем». Каждый из них такой же человек, только живёт он на этом свете гораздо меньше нас, взрослых. Какой опыт есть, на такой и опирается. Давайте поможем пережить ребёнку положительный опыт в самом начале школьной жизни. Ведь школа — это целых 11 лет его жизни!

Пустыльникова Ольга Олеговна, Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог
Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Ольге Олеговне.