Я-высказывание в помощь родителям
: Время прочтения:
«В одно ухо влетело, из другого вылетело», «как об стенку горох», «что в лоб, что по лбу» — думаю, многие родители думают, что эти поговорки возникли специально для того, чтобы описывать их отношения с собственными детьми, которые их не слышат.
Жалоба «ребенок меня не слышит» — одна из самых часто встречающихся жалоб, с которой обращаются к психологу.
Конечно, причины поведения ребенка могут быть самыми разными, но почти всегда уместно попросить родителей начать использовать в своей речи так называемые «я-высказывания».
Я-высказывание — способ выразить свою точку зрения на ситуацию, не провоцируя конфликта и не отталкивая ребенка от себя.
Я-высказывание противоположно так называемому «ты-высказыванию». Например, те фразы, которые мы так часто слышим от родителей, чаще всего являются ты-высказываниями: «Когда уже ты закроешь рот, надоел уже!», «Ты почему уроки не сделал?», «Ты вообще меня слышишь или нет?».
Я-высказывание | Ты-высказывание |
---|---|
Нацелено на выражение чувств родителя о ситуации. Каждый имеет право на любые чувства, поэтому это невозможно поставить под вопрос. | Нацелено на поведение/чувства противоположной стороны, т.е. является мнением, которое легко становится предметом ссоры. |
Направлено на отстаивание своих границ и прав, а не ограничение прав ребенка. | Часто нарушает границы другого, является требованием к нему. |
Оставляя ответственность за чувства на родителе, делает ответственным за собственное поведение ребенка. | Пытается сделать ответственным и за чувства, и за поведение ребенка. |
Помогает родителю регулировать свои собственные чувства и облегчает эмоциональное состояние. | Не помогает родителю справиться с эмоциями, т.к. перекладывает эту задачу на ребенка |
Предполагает общение на равных, а не сверху вниз. | Предполагает позицию «обвиняющего» и «виноватого» |
Является проявлением уверенности, как и любое высказывание о собственных эмоциях. | Является проявлением агрессии, злости и бессилия |
Как построить правильное я-высказывание?
Наблюдаемые факты о том, что происходит
+ Местоимение «я», «мне», «меня»
+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации
Например, фразы, приведенные выше, можно переделать в подобные я-высказывания: «Когда ты говоришь одновременно со мной, я начинаю раздражаться и нервничать», «Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно», «Когда я разговариваю с человеком, который отвернулся от меня, мне очень обидно».
Подобную классическую схему бывает целесообразно усилить объяснением:
Наблюдаемые факты о том, что происходит
+ Местоимение «я», «мне», «меня»
+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации
+ Объяснение, почему возникают такие чувства
«Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно, ведь я хотела провести с тобой время, а теперь придется ночью все доделывать».
Или же с помощью озвучивания (реальных и выполнимых) санкций (но раз озвученные, они должны быть выполнены обязательно):
Наблюдаемые факты о том, что происходит
+ Местоимение «я», «мне», «меня»
+ Чувства, которые человек переживает в этой ситуации
+ Объяснение, почему возникают такие чувства
+ Озвучивание дальнейших действий
«Когда я прихожу вечером домой и узнаю, что еще не сделаны уроки, мне становится грустно и тревожно, ведь я хотела провести с тобой время, а теперь придется ночью все доделывать. Если с завтрашнего дня уроки также не будут сделаны к моему возвращению домой, то я на неделю заберу твой планшет».
Упражнения, которые помогут вам научиться использовать я-высказывания
- Отследите и запишите, какие у вас возникают чувства в типичных конфликтных ситуациях с ребенком.
- Отследите и запишите, какие типичные фразы или формулировки вы используете в общении с ребенком и в разрешении конфликтов с ним. Если среди них есть ты-высказывания, то перепишите их в форме я-высказываний.
- Отследите и запишите причины тех чувств, которые у вас возникают во время конфликтов.
- Составьте список возможных санкций, которые на ваш взгляд целесообразно применять в случае нарушений договоренностей и правил поведения.
- Используя эту информацию напишите 1-3 я-высказывание на каждую конфликтную ситуацию, которая у вас часто возникает с ребенком, чтобы вам не пришлось их формулировать с нуля в момент конфликта.