: Время прочтения:

С введением инклюзивного образования в последние годы все острее разгораются дискуссии о пользе или вреде, правомерности, справедливости совместного обучения нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сразу хочется сказать, что это статья не о том, как избавиться от «неудобного / неадекватного / мешающего» ребенка в вашем классе: такой подход кажется мне неэффективным по отношению к детям. Детей нужно учить справляться с проблемой, а такое поведение — пример избегания проблемы.

Это статья не о пользе или вреде инклюзии. Инклюзия нужна и полезна, но должна проводиться грамотными специалистами, с умом, терпеливо, частью ее должно стать дополнительное обучение педагогов и информирование родителей.

Это статья о том, как постараться найти в объективно сложной и неоднозначной ситуации золотую середину. И о том, что каждый ребенок — нормотипичный или с ограниченными возможностями здоровья — это особая вселенная, требующая особого подхода, а не шаблонных советов.

От эмоций к разуму

Мы все волнуемся за наших детей и за их успешность в школе, что естественно. Но всегда ли эмоции помогают справиться со сложной ситуацией?

Задайте себе следующие вопросы:

  • Что стоит за теми мыслями, которые приходят вам в голову: ваши чувства или непререкаемые факты? К примеру: «ребенок с ОВЗ будет отвлекать весь класс и не даст моему ребенку учиться», или «мой ребенок сильно отличается от других, над ним будут смеяться, он не справиться с программой». Чего больше в этих мыслях — тревоги перед неизвестным будущим или жизненного опыта и фактов?
  • А что на самом деле нужно моему конкретному ребенку? Он вообще какой по характеру?
  • Помогаю ли я своему ребенку, тем, что так сильно волнуюсь и тем, что веду себя так?

От конфликта к сотрудничеству

Почти всегда поиск взаимовыгодных решений выгоднее, чем конфликт. Важно помнить, что обе стороны подходят к общению уже в напряженном состоянии. Одни думают: «мой ребенок не сможет учиться, его будут отвлекать, и вообще это страшно», а другие думают: «все против меня и моего ребенка, мне придется бороться с агрессивно настроенными людьми».

Перед тем, как вступать в конфликт, всегда можно попытаться наладить сотрудничество.

Вопросы, которые важно задать родителям детей с ОВЗ:

  • Чем мы можем помочь в адаптации?
  • Нужно ли нам что-то учитывать, чтобы не было конфликтов?
  • О чем нам нужно поговорить со своими детьми, чтобы они понимали, что происходит?
  • Какие особенности других детей мне стоит учесть?

Вопросы, которые важно задать родителям нормотипичных детей:

  • Чем мы можем помочь в адаптации?
  • Нужно ли нам что-то учитывать, чтобы не было конфликтов?
  • О чем нам нужно поговорить со своими детьми, чтобы они понимали, что происходит?
  • Какие особенности других детей мне стоит учесть?

Вопросы, которые всем родителям стоит решать коллективно:

  • Как вам кажется, с какими трудностями мы можем столкнуться?
  • Какие совместные мероприятия мы можем организовать, чтобы помочь детям привыкнуть друг к другу?
  • Какая ситуация может вызвать стресс? И что помогает в этой ситуации?
  • Стоит ли нам обратиться к администрации школы за какой-то поддержкой или потребовать каких-то изменений?

Выгода

Многие родители забывают, что установление взаимовыгодных отношений в классе, где есть ребенок с ОВЗ, крайне выгодно для всех детей. Каждый в этой ситуации научится чему-то своему, каким-то важным именно для него навыкам. Но умение сочувствовать, проявлять терпение и упорство, умение контролировать себя и помогать другому еще никому не мешали.

Выбор

Болезнь никогда не является сознательным выбором человека, особенно ребенка. Ни один из детей с ОВЗ или с проблемами в поведении не делают сознательного и взвешенного выбора вести себя так. А вот отказать им в человеческом понимании и сочувствии — сознательный выбор, при чем чаще всего именно родителей.

Конфликт — последний шаг

Почему-то мы часто забываем, что конфликт всегда остается возможным, а вот налаживание отношений — нет. Всегда нужно задуматься: «все ли лично я сделал, чтобы избежать конфликта?».

Как пример, устроили ли мы совместный праздник? Пробовали ли относиться к агрессивному ребенку доброжелательно? Пробовали ли вы предложить помощь родителям ребенка с ОВЗ? Только точно зная, что мы сделали все возможное, чтобы наладить контакт, можно говорить о том, что конфликт оправдан.

Никто не застрахован

К сожалению, это так. Никто не застрахован от того, что когда-нибудь мы сами окажемся в роли родителей ребенка с ОВЗ. Патологии при беременности и родах, нейродегенеративные заболевания, серьезные травмы или катастрофы никто не отменял.

Как бы вы хотели, чтобы к вам и вашему ребенку отнеслись в такой ситуации? И можете ли вы что-то из этого сделать для тех, кто нуждается в этом уже сейчас?