: Время прочтения:

Уважаемые читатели!

В нашем журнале появилась новая рубрика «Наука». В последние десятилетия появляется все больше научных методов, позволяющих еще глубже взглянуть на закономерности и особенности функционирования психики и на то, как она меняется под воздействием различных факторов. Кроме того, что результаты современных исследований кажутся нам очень увлекательными, они могут стать важным подспорьем на пути изменения себя и своей жизни. Поэтому мы будем публиковать основные тезисы отечественных и зарубежных статей и предоставлять для ознакомления ссылку на полнотекстовый вариант. Надеемся, что вам это будет интересно и полезно!

Связь уровня эмоциональной экспрессивности у родителей и траекторий развития детей с СДВГ

Группа американских ученых задалась вопросом: почему некоторые дети «перерастают» СДВГ и в подростковом возрасте практически не страдают от его симптомов, а другие — нет?

Хотя СДВГ — крайне гетерогенный и неоднозначный диагноз, все-таки многочисленные исследования показывают, что 50-70% детей, которым был поставлен такой диагноз, продолжают соответствовать его критериям и в подростковом возрасте. В этом случае, на почве СДВГ возникает множество других проблем, в частности, проблемы с алкоголем и/или наркотиками, невозможность закончить школу, криминальное или антисоциальное поведение. А у 30-50% детей симптомы СДВГ исчезают.

Исследователи предположили, что среди факторов, от которых зависит более или менее успешное развитие ребенка — уровень эмоциональной экспрессивности в семье (по крайней мере, исследования других психических проблем показали, что это так).

Эмоциональная экспрессивность в исследовании принималась как двухкомпонентное понятие: наличие и сила критики и наличие и сила чрезмерной эмоциональной вовлеченности.

В исследовании приняли участие 515 детей, 388 из них с диагнозом СДВГ. При первичной оценке их возраст составлял от 7 до 11 лет, при вторичной оценке они были старшими подростками.

Результаты показали, что:

  1. Критика как часть эмоциональной экспрессивности встречалась чаще в тех семьях, где были дети с СДВГ.
  2. Чрезмерная эмоциональная вовлеченность родителей детей с СДВГ не была типична при обследовании в детском возрасте, но становилась все более вероятной с течением времени, что прямо противоположно тенденциям в контрольной группе.
  3. С возрастом не наблюдалось улучшения состояния в тех семьях, где родительская критика отличалась стабильностью. Иными словами, по всей видимости, симптомы СДВГ связаны не с наличием критики как таковой, а с ее стабильностью во времени.

Оригинал статьи — «Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Developmental Trajectories Related to Parental Expressed Emotion»