: Время прочтения:

Родители подростков часто сталкиваются со словом «зависимость». Их пугают, им угрожают, пытаются привлечь внимание... Давайте разберемся с тем, что такое зависимость, по каким законам она развивается, как сделать так, чтобы ее не было, и что делать, если она есть.

Что такое зависимость?

Зависимость или аддикция — потребность в определенном поведении, которое человек не в силах прекратить, несмотря на наличие и осознание негативных последствий такого поведения.

Зависимости можно условно разделить на физиологические (от тех или иных веществ, чаще всего — алкоголя и наркотиков) и на поведенческие (от азартных или компьютерных игр, шоппинга, опасного поведения).

Важно понимать, что в самом начале своего развития зависимость — осознанный выбор человека, но затем перестает им быть, и становится болезнью, которую, как и любую другую, невозможно вылечить исключительно силой воли.

Думаю, все согласятся, что компьютерные игры, интернет и различные гаджеты все чаще становятся объектом зависимости для детей и подростков. Согласно исследованиям, второе место занимают зависимости от еды — анорексия и булимия. На третьем — наркотическая и алкогольная зависимость.

Законы развития зависимости

Многие виды зависимости развиваются примерно по одному сценарию.

Первый этап: экспериментирование

Все люди часто пробуют что-то новое в своей жизни. Это могут быть как заведомо рискованные пробы (например, наркотиков), а могут быть изначально вполне безопасные (например, новая компьютерная игра). На этой фазе жизнь человека меняется мало: он остается абсолютно дееспособным, поддерживает социальные контакты, активен.

Второй этап: регулярное употребление

Если на этапе экспериментирования человек получает удовольствие (например, замечает, что становится спокойнее или раскрепощеннее) или какое-то положительное подкрепление (например, одобрение или принятие со стороны сверстников) своему поведению, то оно становится регулярным. Это начинает накладывать отпечаток на жизнь: человек уделяет такому поведению определенное время, а часто отводит на это и финансовые ресурсы, начинает снижаться успеваемость в школе, нарушаются социальные отношения, исчезают увлечения. Это становится неотъемлемой привычкой.

На этом этапе растет толерантность к объекту зависимости: человеку нужно больше «наркотика» (в широком смысле этого слова), чтобы почувствовать то удовольствие, которое он чувствовал в начале.

При исчезновении «наркотика» у человека возникает так называемый абстинентный синдром: ощущение сильного, часто субъективно непереносимого физического и психического дискомфорта, дистресса.

Третий этап: злоупотребление

Из пагубной привычки зависимое поведение становится нормой жизни. Нарушения в социальной, психологической, физиологической сферах усугубляются. Большая часть времени так или иначе посвящена зависимости: человек либо участвует в зависимом поведении, либо планирует его, либо пытается найти ресурсы для того, чтобы вернуться к нему. Растет толерантность и переносимость все более высоких «доз». Часто, возникают проблемы с законом.

Четвертый этап: зависимость

Если до этого человек жил для того, чтобы употреблять, то теперь человек употребляет просто для того, чтобы выжить. Любая другая деятельность теряет смысл. Все без исключения проблемы усугубляются и становятся абсолютно очевидными для любого стороннего наблюдателя.

Как предотвратить и как помочь?

Для профилактики зависимостей важны следующие факторы:

  1. Создание среды. Обратите внимание на то, в какой обстановке живет ваш ребенок, как дома, так и в школе. Часто, зависимость изначально возникает как попытка избежать реальность. Постарайтесь минимизировать тот дискомфорт, который можете, и обсудить с ребенком, что стресс — нормальная часть жизни и вы всегда рядом, чтобы помочь ему преодолеть его.
  2. Говорите. Честные разговоры о зависимостях не могут ее спровоцировать. А вот умолчание лишь больше подогревает интерес подростка к чему-то столь страшному и запретному, о чем даже взрослые побаиваются говорить.
  3. Занятость. Часто в зависимость впадают те, у кого чересчур много свободного времени, но одновременно нет навыка самостоятельно находить себе занятие. С раннего возраста старайтесь учить детей этому и в меру загружать их какой-то приятной для них деятельностью. Успех и удовольствие от любого хобби повышают самооценку и качество жизни любого человека. В случае с зависимостью, именно они зачастую оказываются тем, что «вытаскивает» из болезни.
  4. Границы. Особенно с маленькими детьми, но и с подростками, помните, что в конечном итоге до 18 лет вы отвечаете за их жизнь. Старайтесь ставить разумные границы дозволенного, устанавливать правила в семье. Существует множество способов это сделать, но важно всегда обсуждать смысл этих границ с ребенком.
  5. Владейте информацией. Если вы говорите ребенку, а тем более подростку: «Твоя компьютерная игра — это какая-то чушь», при этом не имея представления о ее сути, подросток вряд ли прислушается к вашему мнению. Собственно, вы на его месте тоже не прислушались бы. Вы не обязаны играть вместе с ним, но можете обсудить, что именно нравится ребенку. Часто, то, что ребенок получает от «наркотика» можно компенсировать чем-то еще в жизни, создавая таким образом альтернативу аддикции.

Если же у вас есть опасения, что ваш ребенок уже зависим, вам необходимо:

  1. Помнить, что это болезнь, с которой вам самостоятельно не справиться. Призывы «соберись», «да просто брось», «включи же голову» не помогут.
  2. Искать помощь. Начните с чего угодно: с психолога, с терапевта в поликлинике, с психиатра, с нарколога, но ищите того специалиста, который четко скажет вам, в чем будет состоять план лечения и обоснует, почему он будет выглядеть именно таким образом.
  3. Не бойтесь гласности. Проблема зависимости часто усугубляется из-за того, что вокруг нее есть занавес секретности и молчания. Поверьте, вы поможете и себе, и ребенку, если перестанете об этом молчать. Существуют группы как для детей, так и для их родителей, где в безопасной обстановке вы сможете рассказать о том, что происходит в вашей жизни и получить поддержку.
  4. Владейте информацией. Старайтесь досконально разобраться в проблеме той зависимости, с которой столкнулись вы. Чем больше вы будете знать — тем лучше вы сможете помочь ребенку.
  5. Помогайте себе. К сожалению, из-за болезни ваш ребенок может начать разрушать не только собственную жизнь, но и вашу. Постарайтесь не допустить этого: ведь когда ребенок будет здоров, ему будет нужна ваша поддержка для того, чтобы не заболеть вновь, и вам нужно иметь на это силы.
Зависимость — трагедия для каждой семьи. Лучшее, что вы можете сделать, чтобы предотвратить ее развитие, помочь себе или близкому с ней справиться — вовремя обратиться за помощью.