: Время прочтения:

Что это такое?

Сексуальное просвещение — комплекс медицинских, психологических, морально-нравственных знаний и понятий о сексуальности человека, в том числе, об анатомических и физиологических особенностях, размножении, репродуктивном здоровье, о болезнях, передающихся половым путем, противозачаточных средствах, эмоциональных аспектах сексуальности и отношений с партнером.

Сексуальное просвещение классифицируют по-разному:

  • Формальное (т.е. преподаваемое профессионалами в рамках школы, медицинского центра, центра по социальному обеспечению и т.п.) и неформальное (т.е. полученное от сверстников, масс медиа, родителей и т.п.).
  • В разных странах разный набор информации получают различные возрастные группы: существуют программы для учеников 4-5 классов, для учеников средней школы (до 8 класса) и старшей школы (9-11 классы).
  • Всестороннее сексуальное просвещение (Comprehensive sex education, которое включает большинство аспектов, перечисленных выше) и сексуальное просвещение, ограниченное воздержанием (Abstinence only sex education, которое пропагандирует воздержание от сексуальной жизни до свадьбы и не предоставляет сведений о противозачаточных средствах, зачатии ребенка и методах борьбы с половыми инфекциями).

Неужели это так важно?

Половое просвещение — вопрос, который является достаточно острым и неоднозначным практически во всех странах мира. Он поднимает такие сложные вопросы, как сексуальность подростков, секс до брака, применение противозачаточных средств и часто воспринимается как нечто развращающее и разрушающее традиционные ценности той или иной культуры. В России этот вопрос замалчивается, в школах не существует отдельных занятий по сексуальному просвещению, зачастую, учителя биологии не проходят ту часть программы, которая связана с размножением человека.

Тем не менее, вопрос сексуального просвещения необходимо обсуждать в связи с тем, что:

  • по итогам 2015 года Россия обогнала страны Южной Африки по распространению ВИЧ/СПИДа, который в том числе передается половым путем, хотя современные контрацептивы эффективно противодействуют этому;
  • сложно сказать, какая часть абортов в России происходит из-за насилия, неумения использовать контрацептивы или из-за того, что девочка вступила в сексуальные отношения без достаточного владения информацией о том, как предотвратить неприятности. Тем не менее, такие случаи бывают и их необходимо предотвращать;
  • согласно статистике ВОЗ ежегодно в мире до 1 миллиона пятнадцатилетних девочек, и до 16 миллионов девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Для некоторых из них беременности являются желанными и запланированными, для большинства — нет. Многие из них подвергаются небезопасным абортам и осложнениям, зачастую смертельным. Чаще всего это происходит в странах, регионах или районах с низкими уровнями доходов;
  • по данным МВД в России в год происходит 14-15 тысяч изнасилований. Очевидно, что эта статистика сильно занижена, т.к. большинство женщин и девушек не подает заявлений в полицию. Многие изнасилования происходят по отношению к несовершеннолетним девушкам и молодым людям, которые не понимают, что происходит, не знают, как это оценить и не научены техникам борьбы с насилием, домогательствами, запугиванием и пр.

Наряду с этой статистикой, существует множество исследований, указывающих на то, что всестороннее половое просвещение вкупе с доступными средствами контрацепции снижают количество незапланированных беременностей у подростков.

Просвещение относительно контрацепции приводит к снижению рискованного поведения и к сокращению числа половых инфекций у подростков. Вновь и вновь появляются данные о том, что программы, сфокусированные только на воздержании, неэффективны.

Воздержание как наиболее эффективный способ предотвратить инфекции и нежелательную беременность никогда не ставился под сомнение, но проблема в том, что те подростки, которые оказываются не в состоянии воздерживаться, не владеют нужными знаниями о контрацепции, анатомии, зачатии и т.д., а, следовательно, находятся в зоне риска по незапланированным беременностям и абортам.

Каковы модели сексуального просвещения в других странах?

  • В Африке, где сексуальное просвещение сфокусировано на борьбе с эпидемией СПИДа, пропагандируется контрацепция наравне с воздержанием и моногамией. Отмечается определенное сокращение частоты передачи ВИЧ.
  • В различных странах Азии половое просвещение находится на разных стадиях развития. В Японии оно обязательно, но фокусируется больше на анатомических и физиологических аспектах.
  • В Индии попытки ввести обязательные программы сексуального просвещения сталкиваются с сильным противодействием и расцениваются, как разрушающие традиционные ценности.
  • Практически со всех Европейских странах сексуальное просвещение является обязательным. В Великобритании развиты как всестороннее сексуальное просвещение, так и сфокусированное на воздержании. Хотя такие уроки есть в школах, родители могут отказаться от посещения их ребенком. В программе в обязательном порядке освещаются биологические аспекты, информация о контрацепции и безопасном сексе оставлена на усмотрение педагогов, а эмоционально-психологические аспекты почти всегда остаются в стороне. В Германии, где количество родов среди подростков 15-19 лет рекордно низкое, сексуальное просвещение считается обязаннностью правительства. Оно является всесторонним и часто учитывает вопросы гомосексуальности, насилия, педофилии и пр. В Нидерландах, которые также являются рекордсменами по низкой частоте беременностей среди подростков, сексуальное просвещение обязательно и начинается уже в начальной школе. Хотя ученые отмечают, что такие великолепные результаты не могут быть следствием только сексуального просвещения, тем не менее, оно вносит свой вклад. В целом можно сказать, что «Голландский опыт» сексуального просвещения является как наиболее успешным, так и наиболее спорным. Во Франции сексуальное воспитание является обязательным, в рамках занятий среди учащихся 8-9 классов распространяются бесплатные средства контрацепции. В России сексуальное просвещение не является обязательным, не существует школьных программ, т.к. это считается противоречащим традиционным ценностям.
  • В США идут непрекращающиеся дебаты об эффективности всестороннего сексуального просвещения и сексуального просвещения, ограниченного воздержанием. Тип и количество часов, отведенное на сексуальное просвещение, определяются штатами самостоятельно. Многие отказываются от государственного финансирования полового просвещения, ограниченного воздержанием с тем, чтобы на собственные средства развивать всестороннее сексуальное просвещение. Тем не менее, подавляющее большинство учащихся 5-10 классов хотя бы один раз получали хотя бы какую-то информацию о сексуальных отношениях.

Психологический аспект сексуального просвещения

Приверженцем какого бы вида сексуального просвещения вы ни являлись (или полным противником всех видов), думаю, вы согласитесь с тем, что если есть какие-то способы защитить ребенка от сексуального насилия, педофилии, незащищенного секса и нежелательной беременности, то их необходимо использовать. Среди важных навыков, которым может научиться ребенок, так называемые «навыки отказа». Их успешно применяют и в рамках сексуального просвещения, и в рамках борьбы с наркотиками в США. К ним относятся:

    • умение говорить «нет»: «Нет, спасибо, я не пойду с вами»,
    • умение называть вещи своими именами: «То, что ты делаешь, называется травлей/приставанием/насилием. Я так не делаю» (конечно, для этого навыка ребенок должен точно идентифицировать такие вещи),
    • умение переводить тему разговора: «А что ты думаешь о нашей учительнице?», «Лучше скажи мне, ты сделал домашку?»,
    • умение задавать вопросы: «Ты понимаешь, о чем ты меня просишь/что вы мне предлагаете?», «Зачем вам это?»,
    • умение аргументировать свое мнение: «Я не буду, потому что я не хочу», «Я не буду, потому что потом мне будет грустно/обидно/стыдно за себя», «Я не согласен с тобой, потому что...»,
    • умение шутить или высмеивать: «Ага, только этого мне еще не хватало, тогда мама точно разрешит мне позже возвращаться домой», «Ты что, издеваешься? Это может быть вредно для моего организма!», «Когда захочешь заняться чем-то нормальным — звони, а я пошла домой»,
    • умение предложить другое занятие: «Лучше давай поиграем в компьютер», «А давай позовем Лизу, я давно ее не видела», «Я так хочу прогуляться, пойдем?».
И все-таки, наверное, самым главным фактором, охраняющим подростков от неприятностей, является возможность обсудить свои проблемы с родителями и получить спокойную поддержку в преодолении этих трудностей, а не критику и тревогу.