: Время прочтения:

Мой сын меня не слушает. Мария

Мария, добрый день!

Эта проблема  актуальна для всех родителей в тот или иной период жизни ребенка. Чаще это так называемые «кризисные периоды в развитии личности ребенка» - около 3-х лет и подростковый возраст и связано с психологическими изменениями, происходящими с ребенком.

В три года, еще его называют «кризис трех лет», малыш впервые начинает осознавать себя отдельной личностью и пытается всеми способами это доказать: на любой вопрос или просьбу родителя отвечает отказом, делает все наоборот и т.п. И если родители сильно подавляют личность ребенка, то это может иметь негативные последствия в его дальнейшей жизни: отсутствие своего мнения, инициативы, зависимость от окружающих.

Если же мы говорим о подростковом возрасте (11 – 16 лет), то в данный период ребенок начинает считать себя уже взрослым, для него любой взрослый, в том числе и родители, больше не авторитет. Наиболее важно для подростка мнение сверстников и чувство сопричастности с группой, что также может провоцировать конфликты с близкими, которые еще не успели «перестроиться» к новым отношениям на равных.

Игнорирование потребностей подростка в ощущении себя взрослым и самостоятельным лишь усугубляет конфликты и может спровоцировать асоциальное поведение (побеги из дома, вандализм и др.) и в целом негативно влияет на личность подростка (формирование зависимого поведения, отсутствие чувства ответственность за свои поступки и т.п.).

Ребенок не слушается - советы и приемы

Таким образом, «кризисные периоды» нужно просто пережить. Но все же Вы можете смягчить остроту их протекания, используя некоторые приемы, которые будут актуальны на протяжении всего периода взросления ребенка:

  • Наличие режима и правил дома, которые соблюдают все члены семьи с гибким подходом в зависимости от возраста ребенка. Например, семейный ужин в 19.00; быть в кровати в определенное время (для маленьких детей); все уроки должны быть сделаны до определенного времени и т.п. При несоблюдении заведенных правил – штрафные санкции, например, лишение компьютера на следующий день.
  • Последовательность и единство в воспитательных воздействиях. Т.е. если один родитель, что-то запрещает, другой обязан поддержать это решение.
  • При общении с ребенком любого возраста не оценивать его личность, а лишь поступки. Использовать Я-высказывания. Например, «меня расстраивает, когда дети не выполняют домашнее задание».
  • В процессе воспитания использовать гибкую, прогностичную и адекватную родительскую позицию, т.е. при взаимодействии с ребенком учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.