Психотерапевты о фильме «Нелюбовь»
: Время прочтения:
Мы спросили четырех психотерапевтов, что они думают о последнем фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь».
Главная героиня Женя не обдумывая рожает детей без любви, без осознания родительской роли, безответственно продолжает слепую погоню за мифической любовью и счастьем, предпочитает притворство и внешнюю респектабельность.
Видно, что пропажа сына — трагедия для нее. Примерно половину фильма зритель надеется, что это заставило задуматься героиню. Но нет: после всего пережитого Женя встроилась в новую жизнь. Она ждет счастливого конца, но этого не происходит и не произойдет: жизнь новая, а Женя прежняя. И ничего не получится — надо менять Женю, а не жизнь. Вроде очевидная вещь, но только не тогда, когда это касается лично тебя. Удобнее обманываться и пытаться вновь и вновь менять всё вокруг, но не себя.
Регулярно встречаюсь с такого рода историями, и меня не перестает удивлять сила материнской любви. Насколько огромна потребность ребенка в материнской любви и насколько велика власть матери над ребенком!
Работая с такими историями, сталкиваешься с чем-то системным — с тем, что выходит за пределы опыта отдельного человека, с тем, что передается от человека к человеку: с наследственным способом взаимодействия в паре «мать — ребенок». Здесь нет правых и виноватых, каждый желает добра другому, делает это, как может... Даже Женя, которая считает, что интернат, в который она хочет поместить мальчика, поможет подготовить сына к армии...
Но тем не менее, все несчастны. И кому-то надо прервать эту эстафету нелюбви. Первый шаг — это осознание своего сценария, через это появляется шанс прервать автоматический способ жизни. Сделать это можно через принятие себя и развитие эмпатии, хотя бы к себе. Это дает возможность любить, принимать и отдавать.
Размышления тяжелые, как свинцовые тучи. И даже не столько грустные, сколько «никакие», как будто с твоими чувствами случилась anaesthesia dolorosa psychica (болезненная психическая бесчувственность; состояние, при котором человек ожидает от себя сильных проявлений чувств, но ничего не испытывает и страдает от этого — прим. ред.), осталась только невыносимая фактичность сюжета...
Вот идет жизнь, ребенок идет из школы домой привычной дорогой через парк, запускает забытую ремонтниками строительную сигнальную ленточку как воздушного змея, и застревает змей в ветках дерева... Приходит ребенок домой, садится делать уроки за письменный стол, смотрит в окно... «никакое» выражение лица, всё молчаливо и опустошенно... эта специфическая звягинская молчаливость, которая пробирает до глубины души... Вот выходишь на мороз в не очень теплой одежде, и пробирает тебя этот морозец постепенно и неотвратимо. Нет никаких сомнений, что если ты не оденешься теплее, замерзнешь, а если пробудешь на морозе долго, замерзнешь насмерть. Хэппи энда не будет. Будет холодная логичная последовательность событий. Действие — результат.
Родители мальчика живут свою жизнь. Каждый свою. Отцу не хватило любви в этой семье — он создает себе новую. Мать мстит мужу за измену и предательство. За нелюбовь — свою и его. Каждый занят поиском любви, которую жаждет душа. Они бегут от нелюбви друг к другу. Каждого можно понять. Им больно, им плохо. Жить в нелюбви невыносимо, невозможно. Ненавистью родителей друг к другу пропитано всё.
А что же ребенок? Ребенок поедет в детский дом после развода. Его семья закрывается. Навсегда. У него нет отца. У него нет матери. Есть двое людей, которые обманули его. Они научили его обращаться к ним «мама» и «папа». Но это вранье.
Он поедет в дом, где живут сироты — дети, оставшиеся без попечения родителей. У него нет попечения родителей. О нем никто не печется. Он не нужен. Он лишний. Он нелюбим. Никем. Никогда. Неотвратимо. Безнадежно. Это факт.
Что дальше? У мамы — эпиляция и ресторан, у папы — новая беременная жена. У сына — мучительная смерть и истерзанное нелюбовью тело в морге. Истерика биологических родителей. У папы — новый сын, которого можно унести в манеж, чтоб не мешал, у мамы — велотренажер на балконе новой роскошной квартиры. От их сына — только застрявший в кроне ветвей дерева змей из строительной сигнальной ленты. Всё. Точка.
Сейчас, когда ребенку дают характеристику, почти всегда отмечают, что он из «благополучной семьи». Это кодовая фраза, которая означает, что папа и мама не пьют, ребенка не бьют, квартира есть. В фильме показана внутренняя кухня этой «благополучной семьи», в которой ребенок психологически, эмоционально брошен. Современные, молодые родители, которые заняты собственными жизнями, личностями, любовниками и работами. Которых никогда не интересовал этот ребенок: ни его внутренняя жизнь, ни интересы, ни потребности. Растет — и ладно.
Для меня было показательным, что Женя откровенна в том, что никогда не хотела этого ребенка — он был инструментом побега из родительского дома. Часто вижу эту историю у клиентов, и вывод из нее только один: ребенок должен быть желанным. Тогда для него любви будет достаточно. Да, иногда материнский инстинкт просыпается после родов, но это не такая частая история, как принято считать.
Та же история и с браком: Женя откровенно говорит, что замужество было нежеланным. Есть множество мифов, что выходить замуж девушке надо в определенном возрасте, что у некоторых «время подошло», «стерпится-слюбится». Но в реальности брак, как и рождение ребенка, должен происходить в результате осмысленного желания взрослого человека, а не в давления общества или настойчивости родителей.
Очень показательной была позиция папы: «я деньги зарабатываю, что от меня еще нужно?» И эту позицию сплошь и рядом встречаю у пар, которые приходят на прием.
Мне бы очень хотелось, чтобы родители увидели то, что на мой взгляд является главным посылом фильма: то, что ребенок у себя в комнате, еще не значит, что с ним всё хорошо. Вся трагедия разворачивается как раз из-за этого предположения Жени и Бориса. Он слышит их разговор, принимает решение и исчезает. Если бы родители потрудились гарантировать, что их ссор ребенок не услышит, этого можно было бы избежать. Не говоря о том, что если с ребенком есть эмоциональная связь, то любую трагедию можно пережить.
Всегда, когда видишь на экране тонко и точно подмеченные характеры и настоящую жизнь без прикрас, задаешься примерно тем же вопросом, что и во время приема: почему? Почему эти люди так себя ведут? Что ими движет? Простой ответ — их так вырастили. Конечно, после одного взгляда на маму главной героини Жени хочется уже не ненавидеть ее, а жалеть. Но что такого случилось с психикой от ее воспитания?
Все главные герои фильма показывают различные грани нарушений эмоциональной регуляции.
Женю можно считать обладательницей истерической акцентуации личности. Ей сложно контролировать эмоции, что видно в отношениях с мужем Борисом, она использует и чрезмерные эмоции, и сексуальность для того, чтобы удерживать мужчин. Она погружена в свой внутренний мир, в его интенсивность и драматичность. И ей вдвойне тяжело, когда ей приходится общаться со следователем, с начальником ПСО: это те мужчины, которые «не ведутся» на эмоциональные всплески, и она теряет инструмент, которым она привыкла пользоваться, чтобы управлять окружающим миром.
Борис — противоположная история. Его можно назвать носителем шизоидной акцентуации: его эмоциональный мир скрыт для нас, он либо не чувствует эмоций, либо с трудом представляет себе, как их проявлять. То, что принимается за сдержанность, вполне может быть признаком погруженности во внутренний мир. Только, в отличие от Жени, он наполнен не яркими переживаниями, а мыслями и фантазиями об абстрактных вещах.
Как это часто бывает, когда отношения завязываются между людьми с противоположными акцентуациями, произошла имплозия. Женя требует активности и эмоций в ответ на свое поведение, а Борис в принципе не способен на это и не понимает, что от него нужно. И жизнь героев не изменилась из-за трагедии как раз потому, что их поведение — не результат супружеского раздора, как они считают, а результат глубинной личностной организации.
Женя находит мужчину, который, очевидно, примерно такой же, как Борис, только способен уделить ей больше внимания, в том числе и финансового (быть может, поэтому этот союз будет более долговечен). Борис находит женщину, которая точно такая же, как Женя (чего только стоит фраза «А как же я?!» в момент, когда отец пытается отыскать пропавшего без вести сына).
Люди, как это часто случается, не поняли главного: жизнь бывает ужасной, но часть проблем мы не только создаем себе сами, но и сами обязаны решать не через изменение других, а через изменение себя.
Что вы думаете о фильме «Нелюбовь», о его главных героях?