: Время прочтения:

«Проработав десять лет в школе, изучив на практике особенности всех возрастов от пяти и до девяносто пяти лет, я была уверена, что знаю о детях все. И даже больше. Однако так близко к провалу я еще не была никогда...»

Молодая мама и школьный психолог Елена Мудрак рассказывает, что помогло ей на первом году жизни ребенка.

7 секретов, как справиться с первенцем и не сойти с ума

Немного отойдя от наркоза и получив наутро маленького человечка, завернутого как шаурму, я долго его рассматривала. Пыталась понять логически, что же теперь с ним делать. Медсестры и соседки по палате что-то советовали, но четкого алгоритма у меня в голове так и не сложилось.

А дальше выписка, недосып, ночные кормления, колики и плач — поди, догадайся, по какой причине... Первую неделю я очень переживала и чувствовала полный спектр «радостей»:

  • подавленность;
  • ужас от того, что у меня нет дальнейшего алгоритма;
  • измотанность от недосыпания;
  • тревогу за здоровье маленькой «шаурмы».

Мне повезло, что это не переросло в хроническое состояние, ведь от послеродовой депрессии никто не застрахован.

О послеродовой депрессии. Если сниженное настроение, тревога, заторможенность, проблемы со сном, изменение аппетита беспокоят дольше двух недель, это может быть депрессия. Не стесняйтесь обратиться к врачу-психотерапевту или психиатру.

За неделю «шок» прошел, и я стала приходить в себя. А потом как с велосипедом — просто «села и поехала». Открывая для себя новые дорожки непростого пути материнства. Спотыкаясь о кочки, падая в лужи, царапаясь о ветки пролетающих мимо деревьев. Тропа за тропой, я чертила свой маленький путеводитель — путеводитель в страну счастливых мам.

Сегодня моему сыну Семену Алексеевичу одиннадцать месяцев, и я готова поделиться путеводителем с мамами, которые начинают этот путь.

Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных

Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!

Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.

Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».

Запомнить:

  • общаться с опытными родителями,
  • не стесняться просить о помощи,
  • делегировать полномочия в семье,
  • говорить о материнстве в позитивном ключе,
  • отдыхать при первой же возможности.

Секрет № 2 Ребенок развивается последовательно, но не обязательно «идеально» по учебнику

Спустя месяц я научилась жить в новом ритме и стала внимательно читать про периоды развития ребенка. Я изучала их на психфаке, но теория требовала повторения и отработки на практике. Для меня, в том числе как для психолога, было важно, чтобы малыш соответствовал «норме».

Я перечитывала главы «развитие ребенка в N месяцев — норма» и зачитывалась мамскими форумами. Вот тут я получала много разрозненных сведений. У одной ребенок в год начал произносить звуки, у другой уже в шахматы играл. Сначала это приводило меня в ужас, но потом я сделала главный вывод — все дети разные!

Запомнить:

  • не ориентироваться на первую попавшуюся таблицу — найти несколько и вывести «среднюю температуру по больнице»;
  • читать качественную литературу о развитии детей — написанную психологами, выпущенную сотрудниками кафедр, научных учреждений;
  • критически относиться к источнику «та тетя сказала»;
  • принять как данность, что все дети разные.

Да, надо помнить: точных критериев не существует.

Теорией, в соответствии с которой я стала отслеживать развитие малыша, стала теория Л. С. Выготского. Он описывал развитие ребенка через новообразования, зону ближайшего развития, кризисы и ведущий тип деятельности. Мне также помогла периодизация развития ребенка по Д. Б. Эльконину. Для меня это служило неплохим ориентиром для отслеживания периодов развития моего малыша. Сверившись с предложенными им периодами развития, важно проверить самое главное — новообразование возраста.

Специально для читательниц журнала я составила таблицу, в которой есть основные навыки первого года:

Если хотите узнать больше про теории Выготского и Эльконина, нажмите на скрытую часть ниже.

Про этапы развития и новообразования

Кликните по заголовку, чтобы прочитать текст

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Медитация покоя по Михаилу Романовичу Гинзбургу (аудио и текст)

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

Запомнить:

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери.

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

Запомнить:

  • прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению

С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.

Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.

Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.

С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба».

Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.

Запомнить:

  • разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.

Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно

В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.

Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка... Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.

За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя». Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.

Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.

В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим. Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху.

Запомнить:

  • не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.

Секрет № 7 Маленькое дело или большое — вы все равно молодец, каждый день

Несмотря на то, что моя жизнь повернулась на все сто восемьдесят градусов, я открыла в себе много новых ресурсов!

1 Я научилась чувствовать, а не думать. Это очень помогло в понимании своего ребенка. Только прислушиваясь к плачу, а потом к своему внутреннему голосу, мне удавалось почти безошибочно определять причину плача.

2 Я научилась делать огромное количество дел очень быстро. Ни один тайм-менеджмент не смог меня научить так четко и с максимальной продуктивностью планировать время. Когда малыш засыпал, начинался обратный отсчет «у вас осталось один час пятьдесят восемь минут», и я успевала все! Переделав массу дел по дому, накормив и вычесав кота, полив цветы, постирав, погладив, помыв полы и приготовив обед за сорок минут, оставшиеся час двадцать я могла полежать в тишине на кровати.

3 Я научилась слышать себя и контролировать свой перфекционизм. Много работала над своими чувствами. Сложнее всего было победить чувство вины — что периодически лежала без сил и на несколько минут оставляла ревущего малыша одного. Иногда повышала голос, директивно укладывала спать, преодолевая его сопротивление.

4 Я стала креативнее. Малышу не важно, что ты седьмой раз за ночь встаешь его кормить — чтобы уснуть, обязательно нужен спектакль или игра. И обязательно что-нибудь новенькое.

5 Я научилась гибкости: быстро перестраивать себя и свой режим под нужды ребенка. Каждый день был разным, по мере его взросления менялся и режим дня: вот мы спим три часа, бодрствуем один, потом два на два, сейчас можем бузить четыре-пять часов без перерыва и дремать всего тридцать минут. Все это перестало меня раздражать, и я научилась адаптироваться, получать удовольствие от общения с ним. Хотя, поверьте, это было очень непросто.

Сейчас моему Семену одиннадцать месяцев. Я продолжаю проживать с ним все периоды и учиться вместе: играть, кушать, переворачиваться, ходить, манипулировать предметами. И каждый день, несмотря на бессонные ночи, сутками непрерывный плач от прорезывания зубов, проблемы с животиком, онемевшие руки и спину, вполне компенсируются всего одной его улыбкой с утра. Всего одной, но самой дорогой на свете!

Журнал «Алвиан»
Оставьте имейл, и мы сразу отправим на него три теста по готовности ребенка к школе.