Как научить подростка ставить цели и достигать их
: Время прочтения:
Упражнение-игра, которое научит подростка целеполаганию и планированию. Делится педагог-психолог Душина Ирина Александровна.
Ученик спросил Учителя:
— Как достичь Цели?
— Возьми лук и стрелы. Пусти стрелу в направлении Цели. Найди, где она воткнулась. Оттуда пусти стрелу в том же направлении и продолжай так делать все время. Однажды ты непременно достигнешь Цели!«Способ достичь цели», притча Геннадия Кокорина.
Чтобы подростку разобраться, что он хочет делать в будущем, ему необходимо заранее научиться ставить для себя цели и достигать их. Цель образуется, когда подросток четко понимает свои потребности, ресурсы и условия. Чтобы понимать эти вещи, нужно тренироваться, и для этого в статье есть упражнение, легкое и интересное для подростка и для взрослого.
Сначала давайте разберем общие моменты про целеполагание.
Что важно знать про постановку целей
Постановка цели для подростка предполагает выбор решения из множества возможных результатов. Поэтому нужно учиться формулировать разные цели, чтоб было из чего выбрать. Цель — это фиксирование выбора.
Целеполагание существует лишь тогда, когда есть возможность выбора между желаниями. Цель, которой невозможно достичь, — это некорректная цель.
Цель, которой невозможно достичь, — это некорректная цель.
Приоритетной становится цель, которая имеет план. Любой план — это постановка промежуточных целей.
Итого, когда старшеклассники ставят перед собой цель, она должна быть достаточно высока и одновременно реальна и выполнима.
Теперь можно приступить к самому упражнению для подростков — сказкотерапевтической игре «Моя цель». Упражнение-игра строится по следующему плану:
- Разлиновать лист и выписать возможные цели на ближайшее и отдаленное будущее
- Выбрать приоритетную цель
- Продумать способ достижения приоритетной цели
- Вернуться ко всем целям вместе и придумать про них сказку
- Проанализировать сказку самостоятельно или по вопросам. Можно делать в группе подростков
Начнем с придумывания целей.
Ставим цель — сказкотерапевтическая игра «Моя цель»
Для работы понадобится два листа бумаги. Первый лист делится на три равные части. Верхнюю часть надо разделить еще на две части, нижнюю — на три. В центре листа нарисовать небольшой квадрат. Схема разлиновки листа ниже.
В левом верхнем углу нужно записать пять похожих утверждений:
Я хочу сегодня —
Я хочу через неделю —
Я хочу через месяц —
Я хочу через год —
Я хочу через пять лет —
После тире нужно записать соответствующее желание или мечту, используя не более трех слов для каждой.
В правом верхнем углу к каждой записи (мечте, желанию) придумываем символ: цифру, букву, рисунок. Должно получиться пять символов.
Когда эта работа сделана, внимательно смотрим на результат, выделяем самый симпатичный символ и помещаем его в центр листа. Это приоритетная цель, ее выделило подсознание. Возможно, выбор первой цели для подростка — это авантюра, но после выполнения следующих этапов можно лучше понять, сколько в ней правды.
Это приоритетная цель, ее выделило подсознание. Возможно, выбор первой цели — это авантюра, но после выполнения следующих этапов можно лучше понять, сколько в ней правды.
Выбранную цель нужно субъективно оценить по стобалльной системе. Можно помочь себе вопросом: насколько эта цель важна для моего будущего? Это самооценочный этап.
Дальше для этой цели можно выработать план и рассмотреть ее с разных ракурсов.
Придумываем план по достижению цели
Для решения любой проблемы всегда есть три возможности — три входа и три выхода, три дороги, три способа. Это негласное правило жизни. Поэтому можно придумать и записать пути, способы достижения выбранной цели — хотя бы по одному в каждый столбик в нижней части листа. На эту работу дается не более пяти минут.
Теперь можно рассмотреть полученные результаты: какой способ достижения цели кажется наиболее привлекательным?
Для решения любой проблемы всегда есть три возможности — три входа и три выхода, три дороги, три способа.
На этом можно закончить работу и подвести итог, ответив на вопросы: какая цель является приоритетной? Насколько она значима? Как ее можно достичь? Чему научило вас это упражнение?
Можно продолжить и написать сказку, которая позволит лучше понять свои цели ребенку.
Прорабатываем цели глубже — придумываем сказку
Написание сказки дает подростку более широкую картину видения проблемы и способов решения, а также возможность определения ресурсов.
На отдельный лист перерисовываем пять символов в произвольном порядке. Выделяем главный. Даем всем символам имена — «оживляем». Отвечаем на вопросы: о чем думают эти персонажи? Что чувствуют? О чем мечтают? Находим связи: кто с кем дружит, кто с кем не дружит.
Написание сказки дает подростку более широкую картину видения проблемы и способов решения, а также возможность определения ресурсов.
Дальше используя символы-образы и приоритетный способ достижения цели для ребенка, нужно написать небольшую сказку — путешествие или историю, где будут участвовать все герои. Автор может добавить еще персонажей, но пять основных должны быть обязательно.
Подобная работа может занять до двадцати минут. Некоторые подростки сначала «тормозят» и жалуются на отсутствие фантазии, но если дать им время, то работа обычно закипает у всех.
Написанную сказку нужно проанализировать, можно вместе с кем-то, например, в группе подростков.
Анализируем сказку
Завершающий этап — анализ сказки. Необычные откровения могут прийти и в момент написания сказки, но некоторым помогает проанализировать сказку по следующим вопросам:
1 Основная тема сказки: на чем строится сюжет сказки, в чем интрига? О чем сказка? Распространенные основные проблемы: путешествие, одиночество, друзья, сотрудничество.
2 Кто главный герой? Какой из образов выбран главным, ведущим? Почему ему отдано предпочтение?
3 Каковы отношения главного героя с другими персонажами? Кто оставлен на первом плане? Кто друг? Кто ушел на второй план? Кто представлен в роли недруга? Вспомните цели, которые зашифрованы в этих символах-образах.
4 Каковы трудности, которые встречаются на пути героев? Как они их преодолевают? В этих вещах скрыты способы решения возникающих проблем, это резерв, который может поддержать человека на пути к цели.
В группе подростков обязательно стоит предложить кому-нибудь прочитать сказку вслух и проанализировать вместе для всех, для наглядности.
Как подростки относятся к сказкам про свое будущее
Я школьный психолог и чаще всего делаю это упражнение со старшеклассниками. Дети охотно пишут на листах, придумывают символы и сочиняют сказки: все, что уходит от стандартов традиционности, для них интересно.
Все, что уходит от стандартов традиционности, для них интересно.
Они готовы фантазировать и анализировать свои цели в жизни одновременно. Они с готовностью делятся своими планами и сказками. Они хотят говорить и быть услышанными. Для них важно разговаривать и важно обсуждать будущее. И во время такой игры ненавязчиво формируется целеполагание.
Автор статьи: Душина Ирина Александровна