: Время прочтения:

«Он вообще ничего не хочет. Понимаете? Если не заставлю поесть, он про это и не подумает! Он у меня хороший мальчик — и в школу ходит, и к экзаменам готовится, и спортом занимается. Больше всего, конечно, стремится за компьютером сидеть, хотя выключает без истерик. Но ничего не хочет!»

Всё чаще родители с подобными жалобами приводят на прием подростков. Это не «трудные» подростки в общепринятом смысле: они не вызывают у родителей тревогу за собственную безопасность и, в целом, послушны. Но многие родители чувствуют — что-то не так. Подросток должен искать себя в этой жизни, пробовать новое, к чему-то стремиться... а их ребенок этого не делает.

Если подробнее расспросить его и родителей о том, как устроена жизнь, быстро вырисовывается такая схема: родители «убиваются» на работе, чтобы дать ребенку образование (в широком смысле) — сюда входят и репетиторы, и кружки, и увлечения. Родители боятся компьютера и руководствуются правилом: всё, что угодно, только не свободное время, когда ребенок может «подсесть» на игру. Родители перекапывают весь интернет и искренне стараются быть хорошими воспитателями: удовлетворять нужды ребенка, заботиться, не бросать, разговаривать с ним.

У подростка нет никаких желаний - что делать?
 

В итоге ребенок с раннего возраста постоянно занят чем-то: развивающими занятиями до школы, кружками в начальных классах, репетиторами по куче предметов в средней и старшей школе. Всё это здорово, но мотивация приходит извне: это родители решили, что ребенку нужно образование. От ребенка требуется только донести себя до очередного репетитора или кружка. Всё остальное — поиск специалиста, организацию встреч, оплату, поиск материала и его систематизацию — берут на себя другие люди.

Откуда при таком процессе должны взяться желания? И у взрослых их не возникло бы. Как же исправить ситуацию?

Потребности

В середине 20-го века Абрахам Маслоу описал пирамиду потребностей. На первом месте удовлетворение физиологических потребностей, таких как голод и сон. И лишь на пятом месте интеллектуальные потребности. Очевидно, что без удовлетворения базовых потребностей стремление ко всем следующим невозможно, либо же их удовлетворение происходит не самым оптимальным способом.

В случае с подростком все потребности удовлетворяются другими. Хочешь есть? Вот еда. Нужна крыша над головой? Вот твоя комната. Нужно быть любимым? Вот социальные сети. Нужно, чтобы тебя уважали? Родители постоянно хвалят, как советуют психологи. Нужно получить знания? Вот репетитор.

Какой вывод делает ребенок? Что все потребности удовлетворяются:

  1. другими людьми и
  2. еще до их полного формирования.

До того, как я захотел. До того, как мне стало невмоготу. Конечно, в такой ситуации хотеть чего-то — лишняя трата времени.

Лень и безделие

Единственный способ разорвать этот порочный круг, дать желаниям сформироваться — дать ребенку возможность лениться и бездельничать. Звучит контрпродуктивно. Но проведены исследования, которые указывают на полезные функции лени и безделия (Mann&Cadman 2013, книга Эндрю Смарт «О пользе лени»).

Наш мозг не создан для того, чтобы постоянно получать и перерабатывать тот объем информации, который он получает сейчас. В какой-то момент он входит в состояние автопилота, где уже нет места ни желаниям, ни потребностям — ничему, кроме роботообразного существования. Мозгу нужна передышка, и лучшая передышка — отдых, но не организованный, а ленивый.

Там, где все потребности удовлетворены, новые не формируются. Для формирования новых потребностей нужна пустота, вакуум.
Чем занять ребенка?
 

Представьте себе, что ваш ребенок попал на необитаемый остров. Что он станет делать, будет ли вести себя также, как сейчас? Скорее всего нет. Первое время уйдет на осознание ситуации, но затем он проголодается. Поймет, что нужно где-то ночевать. И захочет что-то сделать по этому поводу, и займется этим. Затем ему захочется развлечений и интеллектуальной нагрузки. И он придумает способ удовлетворить эти потребности. В обычной жизни всё работает по такому же принципу.

Не готовьте еду (а может, даже и не покупайте). Дайте уже подростку проголодаться и научиться готовить.

Поговорите о том, какие кружки ему нравятся на самом деле. И оставьте только их. Если никакие не нравятся — откажитесь от всех. Через какое-то время сформируются потребности в познании, уважении сверстников и в какой-то деятельности. И ребенок захочет наконец. И пойдет сам.

Оставьте ребенку свободные выходные. Свободные — значит никаких планов. Вообще никаких. Быть может, первый раз он их просто проспит (что тоже неплохо), вторые проиграет в компьютерные игры, а третьи... кто знает, какие потребности у него возникнут?