: Время прочтения:

В книге Фолькера Цене «Что должны знать дети» описана концепция готовности детей к школе. Несколько лет назад она разошлась по интернету и получила различные отзывы. Большинство сошлось на том, что эти критерии слишком сложны.

Вот список основных признаков.

Самостоятельность

Дети должны уметь самостоятельно:

  • Одеваться, раздеваться, завязывать шнурки.
  • Ходить в туалет и соблюдать простейшую гигиену.
  • Отличать право и лево, знать домашний адрес и дорогу домой, телефоны родителей и свой собственный.
  • Различать деньги и покупать простейшие продукты по списку.
  • Засыпать, оставаться в одиночестве, позаботиться о простейшей еде и питье, если голодны.
Фолькер Цене считает, что первоклашка должен уметь заботиться о своем пропитании

Любознательность

Детям необходимо познавать мир:

  • Задавать 1000 вопросов в день и получать 500 ответов.
  • Знать, что все их вопросы — умные, что их любопытство — это нормально, и что всему в мире есть объяснение.

Общение

Дети должны начинать встраиваться в социум:

  • Знать, что в каждой семье свои правила, ритуалы, игры и пр.
  • Общаться как с детьми, так и со взрослыми (кроме родителей) и выстраивать с ними дружеские отношения.
  • Быть примером для других, брать пример с других.
  • Терпимо относиться к людям другого возраста, пола, национальности, цвета кожи и пр.

Правила приличия

Детям необходимо учиться правилам хорошего тона:

  • Знать, как вести себя за столом и почему.
  • Говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания», а также «извини».
  • Проявлять уважение к другим и заботиться о них, зная, что люди поведут себя также.
  • Чувствовать ту грань, за которой отстаивание только своих желаний становится проблемой.

Уверенность в себе

Чтобы дети формировали уверенность в себе, им нужно:

  • Пробовать новое, проявлять самостоятельность, знать, что родители отнесутся к этому терпеливо и помогут, если их помощь потребуется.
  • Просить о помощи, помогать другим, терпеть поражение, стараться несмотря на препятствия.
  • Знать, что они не выскочки и не незнайки, что они часто достигают своих целей, и знать это про других людей.
К школе у ребенка должны быть сформированы навыки опрятности и гигиены

Опрятность

Детям необходимо формировать представление об опрятности:

  • Понимать, что у всех свои представления о чистоте.
  • Понимать, зачем нужно складывать и убирать вещи.
  • Знать, где и когда можно устроить хаос, а где — нет.
  • Иметь минимальный набор домашних обязанностей.

Семья

О семье дети должны иметь следующие представления:

  • Понимать структуру семьи и родство, знать, что семья — место, где они всегда получат помощь и поддержку.
  • Знать несколько семейных историй, понимать, что их детство и детство их родителей отличались.
  • Знать, что их появления очень ждали.

Развитие

  • Дети должны слышать богатую, сложную речь, а также уметь начать и закончить разговор, знать правила приличия в разговоре со знакомыми и посторонними, знать несколько стишков или песен.
  • Иметь любимые книги, уметь их разыгрывать и фантазировать о них, уметь сочинять истории и их рассказывать, а также высказывать свое мнение о героях и их поступках, посещать библиотеку и уметь пользоваться книгами.
  • Должны знать правила дорожного движения и понимать их смысл.
  • Знать возможности и границы своего тела в спорте, хотеть заниматься тем или иным видом спорта, знать, что только упорство дает результат, но и понимать, когда нужно прекратить занятия или игру.
Успешная первоклассница умеет одеваться

Электроника и виртуальная реальность

Дети должны владеть навыками обращения с гаджетами:

  • Уметь отвечать на телефон, называя свое имя, просить перезвонить позже и знать, какую информацию не следует разглашать по телефону.
  • Знать, что некоторые программы по телевизору про настоящую жизнь, а некоторые — про вымысел.
  • Знать, что многое в компьютере — вымысел, и есть разница между реальными и виртуальными событиями.

Смерть

В вопросах смерти дети:

  • Должны получать честные ответы взрослых.
  • Знать о смерти родственников и домашних животных.

Общение с природой

Это важнейшая часть развития ребенка:

  • Дети должны пачкаться и уставать во время занятий спортом.
  • Хоть раз построить шалаш, плотину, костер, промокнуть и обгореть, поиграть в опавших листьях, посадить цветок.
  • Дети должны владеть базовыми знаниями о растениях: как они растут, какие есть в округе, знать влияние времен года на них и понимать, что они не живут без нас, а мы не можем жить без них.
Этот список — мнение автора книги, Фолькера Цене. Как думаете, всё ли здесь подходит для детей нашей страны?