: Время прочтения:

Каждый второй современный родитель хочет видеть в своем ребенке гения (или на худой конец хотя бы очевидную одаренность и талант). Журналы по раннему воспитанию пестрят заголовками «Как вырастить гения», магазины продают только развивающие и полезные игрушки, ребенок, который не ходит на два-три кружка после школы вызывает недоумение у учителей...

С одной стороны, это очень понятное желание: гениальность ассоциируется у родителей с благополучием и успехом. Но так ли это на самом деле?

Гениальность — путь к успеху?

На самом деле, исследования показывают, что путь гения чаще всего очень далек от счастья и успеха. Гении часто испытывают трудности в межличностном взаимодействии и с трудом выстраивают семейные и дружеские отношения. Гениальность часто идет рука об руку с различными психическими заболеваниями, например, шизофренией, биполярным аффективным расстройством, депрессией.

Исследования также показывают, что из множества очевидно одаренных детей подавляющее меньшинство становятся реально успешны в своей области (например, по одним данным лишь 6 детей из исследованных 210 стали по-настоящему успешны). В этом смысле, похоже, что для успеха в работе важнее быть в меру умным и трудолюбивым, нежели чем гениальным.

Ребенок-гений - прихоть родителей?
 

Если я обычный, а родители думали, что я гений?

Из многих вполне обычных детей родители старались и стараются вырастить кого-то особенного и выдающегося в той или иной области. Что это означает на деле? Очень строгий график, режим. Многочасовые дополнительные занятия только с лучшими педагогами. Постоянные конкурсы, соревнования, испытания, тесты, олимпиады. Постоянное ожидание более высокого результата. Огромные финансовые вложения. С одной стороны, вознесение на пьедестал (ребенком хвастаются перед родственниками и друзьями), с другой — постоянная неудовлетворенность им же (от ребенка постоянно требуют большего).

Даже взрослому человеку сложно жить в такой атмосфере, не говоря уж о ребенке. Из-за чего многие из этих подросших детей потом страдают от определенных психологических трудностей: нарциссизма (т.к. привыкли быть лучше других и важнее других), перфекционизма (т.к. их приучили к тому, что нормального результата мало, нужен только наилучший и никакой другой), тревожности (т.к. от них ожидают того, что они не могут дать). Часто, такие «бывшие гении» испытывают реальные проблемы с «тривиальными» и практическими задачами, зачастую просто потому, что в детстве не учились их решать, и с внутренней мотивацией к деятельности, т.к. их всегда контролировали взрослые.

Надеюсь, что следующие рекомендации помогут вам лучше услышать истинные потребности своего ребенка:

  1. Дети сами говорят, чего они хотят. Взрослым часто кажется, что они лучше знают, что надо их детям, что нужно просто «заставить», «поднажать», «дотянуть». На самом деле, дети достаточно рано формируют внутреннюю мотивацию к той деятельности, которая им на самом деле нравится. Важно найти ее. Спросите у ребенка: нравятся ли ему дополнительные занятия, почему да или нет, хотел бы он посещать какие-то еще, нужно ли что-то менять?
  2. Каждый родитель согласится, что здоровье ребенка — превыше всего. Если ребенок ходит «зеленый», если учителя сообщают, что на уроках он вялый, засыпает, если ребенок часто простужается или болеет, если у него нарушился сон или аппетит, или вдруг резко ухудшилось поведение или настроение — задумайтесь, не связано ли это с чрезмерной нагрузкой? Может, стоит отказаться от какого-то кружка?
  3. Старайтесь ориентироваться не на других детей, а на нормы развития, которые были разработаны врачами и психологами. Важнее соответствовать им, чем требованиям времени.
  4. Помните о том, что чрезмерной нагрузкой и слишком заботливым пестованием часто отбивают тягу к самостоятельности, к знаниям, к увлечениям. Лучше ребенок возьмет свое позже, но по собственной инициативе, нежели чем навсегда откажется от чего-то только потому, что в детстве «перекормили».
  5. Задайте себе вопрос: чего вы на самом деле хотите для своего ребенка? Какое будущее рисуете? И соотносится ли это с его желаниями и возможностями? Большинство родителей скажут, что просто хотят, чтобы ребенок был счастлив и доволен, чтобы у него была профессия и семья... Так ли нужен ли для этого еще один кружок, или важнее предоставить ребенку свободное время для игры и общения?
Итак, зачем вам ребенок-гений? Ради счастья вашего чада, или потому что того требуют ваши амбиции?

И неужели нужно «смириться» с тем, что это не так, а не обрадоваться тому, что эта нагрузка и ответственность миновали вашу семью?