Критиковать или не критиковать ребенка?
: Время прочтения:
Без критики невозможно развитие, как без темноты невозможен свет. Но исследования из года в год показывают, что в семьях с высокой степенью и частотой критики растут проблемные, а не «суперуспешные» дети.
Часто, именно критика является фактором возникновения и продолжительного течения психологических проблем и психических расстройств (например, депрессии).
Критиковать ли ребенка или нет?
Критика бывает разной. Наверное, один из важнейших ее параметров — основанность на реальности. Чаще всего, если оценить родительские замечания с точки зрения фактов реальности, быстро окажется, что они являются чересчур обобщенными. Такие замечание воспринимаются, как несправедливые и вызывают обиду. Значит, ребенку будет сложнее изменить свое поведение.
Напротив, конкретные, заземленные в реальности замечания не винят никого в происходящем, не укоряют, а лишь описывают факты, которые происходят в настоящий момент времени. Такое замечание легче воспринять спокойно и изменить свое поведение.
Типичное критическое замечание | Конкретное и реалистичное замечание |
---|---|
«Ты никогда никого не слушаешь!» В итоге:
|
«Сейчас я пытаюсь объяснить что-то важное, а ты меня не слушаешь.» В итоге:
|
«Если ты так будешь продолжать, то ты никем не станешь!» В итоге:
|
«Как то, что ты сейчас делаешь, поможет тебе сейчас и в будущем?» В итоге:
|
Вторая типичная ошибка, которую допускают взрослые: сравнивают детей с другими детьми или с собой. Проблема в том, что все мы разные, и живем в разных ситуациях. Что уж говорить про других, если братья и сестры, выросшие в одной семье, будучи взрослыми часто отмечают, что будто бы в разных семьях росли.
Одно дело — делиться опытом и на этом основании предлагать решения, другое дело — просто указывать на то, что кто-то лучше. Сравнение — не конструктивная критика.
Типичное критическое замечание | Конкретное и реалистичное замечание |
---|---|
«Посмотри на Машу, она отличница и при этом еще успевает ходить на балет.» В итоге:
|
«Знаешь, я заметила, что тебе бывает сложно всюду успевать. Помню, что в детстве я всегда стралась сначала делать уроки, а уже потом все остальное. В итоге мне это помогало. Иначе я долго гуляла и допоздна делала уроки, не высыпалась и мне становилось еще хуже. Хочешь, попробуем так поступить?» В итоге:
|
Третья типичная история с критикой по отношению к детям: родители часто не подчеркивают (да и сами не видят) разницы между ПОСТУПКОМ (т.е. поведением, которое достаточно легко изменить) и ХАРАКТЕРОМ (который редко меняется).
Люди с самыми разными характерами совершают как хорошие, так и плохие поступки. Точно также, хороший или плохой поступок ничего нам не сообщает об истинной натуре человека.
Типичное критическое замечание | Конкретное и реалистичное замечание |
---|---|
«Почему ты лжешь? Разве у нас в семье лгут? Так делают только плохие люди!» В итоге:
|
«Я тебя люблю и знаю, что ты хороший ребенок. Но почему-то в этот раз соврал, хотя знаешь, что это плохой поступок. Наверное, что-то произошло? Что случилось?» В итоге:
|
Критика — не про то, чтобы сделать ребенку больно и обидно, в надежде, что это подстегнет его самолюбие и он исправиться. Критика — это про желание конструктивно, взвешенно разобрать проблему и помочь ребенку с ней справиться.
Хорошая критика — всегда про принятие ребенка, теплое отношение к нему, и желание помочь.