: Время прочтения:

Все врут, и дети тоже врут. Все тайное становится явным, и несколько раз поймав своего ребенка на вранье, родитель осознает, что не может доверять ребенку как прежде. Это плохо, как для родителей, которые хотят доверять, не проверять каждый шаг и хотели бы передать ребенку больше ответственности за свою жизнь, так и для детей потому, что частое вранье плохо сказывается и на их отношениях с другими людьми. Как же научиться вновь доверять ребенку?

Ребенок обманывает. Как восстановить доверие?
 

Понимать

Понимать не значит принимать или соглашаться. Любому неприятно, когда он ловит на лжи того, кому доверял. Но в случае с ребенком важно точно понимать, почему же ребенок соврал в данном конкретном случае.

Среди наиболее частых причин вранья можно выделить следующие:

  1. Ложь позволяет следовать социальным нормам: быть вежливым, не обижать других, не заставлять других тревожиться.
  2. Ложь позволяет совершать по-настоящему героические поступки, например, спасти кого-то от наказания, взяв вину на себя.
  3. Страх наказания, унижения, разоблачения. Стараясь его избежать, ребенок вновь врет, таким образом попадая в замкнутый круг.
  4. Попытка показать свою самостоятельность и/или отстоять границы своей личной жизни.
  5. Дети часто используют ложь для того, чтобы получить то, чего иначе не получат или думают, что не получат; например, соврать, что сделал уроки, чтобы получить планшет.
  6. Ложь, фантазерство и преувеличение — отличные способы получить внимание, сочувствие и помощь других людей.

Прояснять

Понятие «доверие» кажется вполне очевидным, но в реальности, каждый понимает это по-своему. Доверие в любых отношениях это в первую очередь договоренность о том, что определенный свод правил не будет нарушаться. Знает ли ваш ребенок, что это за правила? Знаете ли вы, какие подобные правила ребенок хотел бы, чтобы вы соблюдали, чтобы он смог вам доверять? Только детально прояснив это, можно начать восстанавливать доверие. Иначе можно «наступать на те же грабли» бесчисленное количество раз просто по незнанию.

Объяснять

А понимает ли ребенок (и вы) почему доверие так важно для любых отношений? Если ребенок в чем-то провинился, понимает ли он, зачем ему стоит приложить усилия, чтобы вернуть ваше доверие? Ведь часто дети не связывают наличие/отсутствие доверия с теми или иными благами для себя: с наличием личных денег и личного пространства, с более расслабленными правилами, с тишиной и спокойствием дома, и только обсудив их можно мотивировать ребенка на действия.

Инструктировать

А у вас есть четкое понимание того, что требуется от ребенка, чтобы ваше доверие к нему возросло? Что он должен делать и как долго, чтобы это произошло? И в курсе ли ваш ребенок? Многие дети отчаиваются, решают, что все потеряно, и поэтому не пытаются что-то предпринять. Обрисуйте ребенку четкий «маршрут» изменений, ему будет легче начать.

Именно на этом этапе многие родители говорят: «Это не работает, на самом деле доверие либо есть, либо его нет, и я не думаю, что какой-то набор механических действий может помочь». Доверие — такое же переживание, как любовь, обида или страх. Это означает, что оно не работает как тумблер, только на «включение» или «выключение», а течет волнообразно в течение жизни, становится то больше, то меньше, то сильнее, то слабее и чутко откликается на внешние воздействия. Вы пока не знаете, что может сделать ваш ребенок, предложите ему один из следующих путей:

  • разговаривать (сюда относятся и способность слушать и извинения, и честное объяснение своих действий),
  • менять свои привычки (в каждой семье это будет что-то свое, но в качестве примера — проводить больше времени с семьей, соблюдать правила, демонстрировать ответственное поведение),
  • избегать ситуаций, которые вызовут недоверие со стороны родителей.

Хвалить и подбадривать

Если вы когда-то попадали в ситуацию, когда вам начинали меньше доверять: ваши же родители или друг, или супруг, то вы знаете, что путь восстановления отношений труден не только для потерпевшей стороны, но и для того, кто провинился. Для маленького ребенка это труднее вдвойне. Если ребенок действительно старается, пусть и с переменным успехом, то обязательно хвалите его за каждую попытку, подбадривайте, отмечайте успехи. Если ребенок озвучивал какие-то опасения по поводу нового поведения (например, «Если я всегда буду тебе честно рассказывать про оценки, то ты будешь просто на меня постоянно ругаться и злиться»), обсудите — оправдались ли они, и стоит ли все еще в них верить.

В заключение отмечу, что если от ребенка вы будете требовать одного, а от себя другого, то никакого доверия не получится. Соответствуйте сами правилам, которые устанавливаете для ребенка — все дети учатся на примере того, кого считают лидером.