: Время прочтения:

Какие есть плюсы у одержимости вконтакте, тиктоком и ютубом — рассказывает детский и подростковый психолог Виктория Мелихова.

«А я суперзвезда»: Почему подростки ведут блоги

Распространенная жалоба среди родителей: подросток не интересуется ничем, кроме компьютера. Со стороны кажется, что он теряет время, хотя мог бы играть на гитаре, читать книги или гулять с друзьями.

Но не все подростки в интернете «теряют время». Многие из них занимаются важными делами и решают проблемы, свойственные их возрасту.

Блоги — новые личные дневники, но с особенностями

Подростки ведут блоги. Это онлайн-журнал или онлайн-дневник, в котором автор делится мыслями, знаниями, результатами творчества.

Раньше подростки вели бумажные дневники — делились с дневником чувствами, событиями, которые произошли за день. Обо всех событиях первой узнавала заветная тетрадка. И жилось как-то легче, как будто был друг, который всегда рядом и всегда выслушает.

Основное отличие блога — это публичность. Его может прочитать каждый желающий, причем иногда можно оставить комментарий и поделиться своим мнением о проблеме.

Блоги могут иметь узкую тематику. Подросток может делиться знаниями о насекомых, размышлять об отношениях, выкладывать секреты прохождения компьютерной игры или писать собственный роман.

Некоторые блоги требуют специальных знаний, терпения, четкого планирования. Допустим, подросток ведет ютуб-канал. Объемная работа для школьника: выбрать общую тему канала, написать текст и сценарий, снять видео, отвечать на комментарии подписчиков. Помимо умения мыслить, формулировать и доносить мысли, необходимы также технические знания по монтажу видео.

За ведением блогов стоят «старые» психологические причины

Все увлечения, которые существуют, призваны удовлетворять определенные потребности человека. Так же и с блогерством.

1 Стремление к самоутверждению, ощущению, что я что-то значу, что меня видят, слышат, со мной считаются, наверное, одно из основных для подрастающего поколения.

2 Подражание старшим кумирам. В этом возрасте характерно также стремление к подражанию за старшими, интересными людьми. Подросток восхищается человеком, смело рассказывающем о своей жизни, своих интересах, об интересующей его теме. Ему хочется быть как он, чтобы и им интересовались и восхищались.

Вопреки мнению родителей и учителей, подросток заявляет о себе и своих интересах, приобретает популярность, доказывает, прежде всего, самому себе — что он может.

3 Преодоление стеснительности в общении. Подросток может быть застенчив, ему может быть сложно высказываться в компаниях, отвечать в школе. В своем блоге он находится на своей территории. Он снимает видео, находясь в своей комнате, в удобное для него время, удобном темпе. Он может перезаписывать и корректировать видео неограниченное количество раз, улучшить его спецэффектами. Он может донести свое мнение в красивой и привлекательной форме, в комфортном для него темпе.

4 Потребность быть услышанным. Возможно, он не привык к тому, что его мнением интересуются в семье или школе. У него есть что рассказать, есть огромная потребность быть услышанным, понятым. Может у него в семье не было принято делиться своими мыслями и чувствами в открытую.

5 Поиск друзей и единомышленников. Человек с нестандартным увлечением вряд ли найдет понимание среди своего окружения. Выращивание экзотических растений, коллекционирование старинных монет, видеоэкскурсии по родному городу не так-то просто предъявить одноклассникам, которые увлекаются компьютерными играми или спортом. В интернете он запросто найдет друзей по интересам.

6 Эксперименты и самовыражение. Он учится по стандартной программе в школе, его яркие и творческие мысли часто не совпадают с мнением автора учебника, поэтому не очень приветствуются среди учителей. Интернет дает возможность думать неординарно, придумать себе новый образ, поэкспериментировать. Можно стать тем, кем никогда не сможешь быть на самом деле.

Получив позитивные отзывы, собрав доброе количество лайков, он получает подтверждение своей ценности, значимости. Он чувствует, что его мысли, его интересы, его рассуждения интересны, его понимают и наконец-то принимают. Им восхищаются, с ним разговаривают, с ним считаются. Вопреки мнению родителей и учителей, подросток заявляет о себе и своих интересах, приобретает популярность, доказывает, прежде всего, самому себе — что он может.

По сравнению со стандартными хобби, интернет — более доступная и безопасная площадка для реализации своих способностей. В нем проще и спокойнее. Кроме того, всегда есть возможность сделать шаг назад, просто удалив свою страницу или канал.

Родителям стоит проявить интерес и рассказать подростку о безопасности в интернете

При видимой отстраненности подростка ему очень важна родительская поддержка и одобрение.

Проявить интерес и уважение. Взрослым стоит проявить интерес и уважение к его занятиям. Попросите рассказать, о чем он пишет, объяснить, как происходит съемка и монтаж видео, что больше всего нравится подписчикам. Искренность вызывает желание быть искренним в ответ. Расскажите ему о своих увлечениях юности, о личных дневниках, темах, о которых вы любили писать.

Не контролировать. Не стоит пытаться контролировать подростка, этого он точно не потерпит и закроется.

Рассказать про мошенников. Объясните подростку правила безопасности в интернете: что нужно быть бдительным при общении с незнакомыми людьми, не давать никому пароли от банковских карт, не переводить никому денег. Расскажите, о чем можно писать, а о чем не стоит. Что у вашей семьи есть личные секреты, о которых не должен знать никто. Что не нужно никому рассказывать, где находятся ценные вещи, в какое время ваша квартира пуста, не нужно афишировать из соображений безопасности.

Объяснить, что правонарушение в интернете влечет за собой реальное наказание в жизни. Расскажите, почему запрещены наркотики и что за клевету и оскорбления в соцсетях тоже можно подать в суд.

Подготовить к критике, негативу и высмеиванию. Важно объяснить подростку, что мнение подписчиков не всегда будет совпадать с его мнением. Ему придется столкнуться с критикой, несогласием, возможно даже высмеиванием. Это не значит, что то, что он пишет плохо и неинтересно. Часто это может говорить о зависти комментаторов, об их желании развлечься и самоутвердиться путем унижения другого. С негативными отзывами сталкиваются даже великие люди. И это нормально. Важно, чтобы подросток мог опираться на свое мнение, на свои ощущения. При недостатке своего опыта мог бы обратиться к родителям или другим взрослым, которым не безразлична его судьба. Они смогут дать конструктивную обратную связь относительно его деятельности.

Во всех этих пунктах самое главное — доверие и контакт с подростком. Важно, чтобы он имел возможность делиться с родителями переживаниями, фантазиями, мечтами. Доверительные отношения помогут вам всегда быть в курсе, что происходит в душе у подростка и в его блоге.

Проявляйте уважение, интерес к подростку, принимайте его увлечения, его мысли и чувства. И возможно, тогда вы окажетесь в списке его друзей не только в интернете, но и в реальной жизни, а значит сможете уберечь от многих ошибок.

Сальникова Ирина Анатольевна, Клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук
Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Сальниковой Ирине Анатольевне.