: Время прочтения:

Психолог Серебряная Анна Владимировна рассказывает, как распознать зависимость от гаджетов у ребенка.

От родителей все чаще слышу вопрос:

Мой ребенок единственный в классе, у кого нет айфона (планшета, компьютера, игровой приставки). Он очень просит, иногда даже плачет. Покупать или не покупать?

Быть как все, быть не хуже других почему-то стало очень большой ценностью современного общества. Не так давно все были равны — ни у кого ничего не было. А когда у кого-то появлялся дефицитный продукт, этому человеку завидовали, да, но не чувствовали себя из-за этого плохо, не приходили к выводу: «Я хуже всех». Вещи были ценностью, но кроме этого ценилось что-то другое: способности, достижения, знания, личностные качества.

При этом, гаджеты — вещь опасная. Есть последствия, которые вполне совместимы с жизнью, хотя очевидно нежелательны, но все чаще наблюдается самая настоящая зависимость от гаджетов у подростков и детей. Психологи всего мира пытаются донести это до родителей уже не один год.

Количество детей, которые с года успокаивают себя сами играми на планшете, не уменьшается, а только растет.

Чтобы помочь вам сделать более осознанный выбор относительно нового гаджета для ребенка, я составила следующий тест. Он основан на критериях диагностики алкогольной или наркотической зависимости у взрослых людей, но с некоторыми поправками подходит также и для оценки игровой зависимости.

Надеюсь, что результаты теста помогут вам более сознательно подойти к решению этого вопроса.

Определите зависимость детей от гаджетов

Оцените поведение ребенка за последние две недели — ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

  1. У ребенка наблюдается сильное и непреодолимое желание все время играть на телефоне/планшете/компьютере?
  2. Ребенок не способен контролировать себя во время игры, не может ограничить время, которое он проводит за игрой, не может самостоятельно прекратить играть? В результате играет чаще и дольше, чем договаривались, прячет гаджет, чтобы поиграть так, чтобы родители не заметили, обманывает?
  3. Когда гаджет отбирается, у ребенка возникают крайне интенсивные негативные эмоции, в некоторых случаях истерики, в некоторых случаях доходящие до рукоприкладства или порчи вещей?
  4. Ребенку хочется играть все больше и больше, того времени, которого хватало раньше, уже недостаточно?
  5. Если ребенок просил гаджет из-за того, что тот помогает ему разрешить психологическую проблему (например, потому что все играют, а он хочет влиться в коллектив; потому что ему страшно, а это его успокаивает; потому что ему грустно, а это улучшает настроение), то со временем ему требуется играть все больше для того, чтобы улучшить свое состояние? При этом сама проблема не разрешается (например, ребенок не становится менее тревожным).
  6. Ради того, чтобы поиграть, ребенок часто полностью отказывается от альтернативных удовольствий и интересов (например, отказывается общаться с друзьями, гулять или заниматься спортом) ради того, чтобы остаться дома и поиграть?
  7. Хотя ребенок понимает (или можно предположить, что понимает), что ему это не идет на пользу или даже создает проблемы в его жизни, он продолжает играть вопреки этому?

Оценка результатов теста

Посчитайте количество утвердительных ответов на поставленные вопросы:

  • 0–2 балла. Зависимости от гаджетов нет. Игра захватывает, и ребенку не хочется отставать от сверстников, но на данный момент это не переросло в серьезную проблему.
  • 2–4 балла. Можно говорить о формировании зависимого поведения. Быть может, все еще не так страшно, но если не начать действовать сейчас, проблема может усугубиться. Есть смысл обратиться к психологу для получения оценки происходящего и разработки плана действий.
  • 4–7 балла. Скорее всего это состояние можно описать, как зависимость ребенка от гаджетов. Это серьезная и сложная проблема. Следует обратиться к психологу для получения оценки происходящего и разработки плана действий.