Зависимость от гаджетов у подростков и детей: идти ли на поводу у ребенка?
: Время прочтения:
Психолог Серебряная Анна Владимировна рассказывает, как распознать зависимость от гаджетов у ребенка.
От родителей все чаще слышу вопрос:
Мой ребенок единственный в классе, у кого нет айфона (планшета, компьютера, игровой приставки). Он очень просит, иногда даже плачет. Покупать или не покупать?
Быть как все, быть не хуже других почему-то стало очень большой ценностью современного общества. Не так давно все были равны — ни у кого ничего не было. А когда у кого-то появлялся дефицитный продукт, этому человеку завидовали, да, но не чувствовали себя из-за этого плохо, не приходили к выводу: «Я хуже всех». Вещи были ценностью, но кроме этого ценилось что-то другое: способности, достижения, знания, личностные качества.
При этом, гаджеты — вещь опасная. Есть последствия, которые вполне совместимы с жизнью, хотя очевидно нежелательны, но все чаще наблюдается самая настоящая зависимость от гаджетов у подростков и детей. Психологи всего мира пытаются донести это до родителей уже не один год.
Количество детей, которые с года успокаивают себя сами играми на планшете, не уменьшается, а только растет.
Чтобы помочь вам сделать более осознанный выбор относительно нового гаджета для ребенка, я составила следующий тест. Он основан на критериях диагностики алкогольной или наркотической зависимости у взрослых людей, но с некоторыми поправками подходит также и для оценки игровой зависимости.
Надеюсь, что результаты теста помогут вам более сознательно подойти к решению этого вопроса.
Определите зависимость детей от гаджетов
Оцените поведение ребенка за последние две недели — ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
- У ребенка наблюдается сильное и непреодолимое желание все время играть на телефоне/планшете/компьютере?
- Ребенок не способен контролировать себя во время игры, не может ограничить время, которое он проводит за игрой, не может самостоятельно прекратить играть? В результате играет чаще и дольше, чем договаривались, прячет гаджет, чтобы поиграть так, чтобы родители не заметили, обманывает?
- Когда гаджет отбирается, у ребенка возникают крайне интенсивные негативные эмоции, в некоторых случаях истерики, в некоторых случаях доходящие до рукоприкладства или порчи вещей?
- Ребенку хочется играть все больше и больше, того времени, которого хватало раньше, уже недостаточно?
- Если ребенок просил гаджет из-за того, что тот помогает ему разрешить психологическую проблему (например, потому что все играют, а он хочет влиться в коллектив; потому что ему страшно, а это его успокаивает; потому что ему грустно, а это улучшает настроение), то со временем ему требуется играть все больше для того, чтобы улучшить свое состояние? При этом сама проблема не разрешается (например, ребенок не становится менее тревожным).
- Ради того, чтобы поиграть, ребенок часто полностью отказывается от альтернативных удовольствий и интересов (например, отказывается общаться с друзьями, гулять или заниматься спортом) ради того, чтобы остаться дома и поиграть?
- Хотя ребенок понимает (или можно предположить, что понимает), что ему это не идет на пользу или даже создает проблемы в его жизни, он продолжает играть вопреки этому?
Оценка результатов теста
Посчитайте количество утвердительных ответов на поставленные вопросы:
- 0–2 балла. Зависимости от гаджетов нет. Игра захватывает, и ребенку не хочется отставать от сверстников, но на данный момент это не переросло в серьезную проблему.
- 2–4 балла. Можно говорить о формировании зависимого поведения. Быть может, все еще не так страшно, но если не начать действовать сейчас, проблема может усугубиться. Есть смысл обратиться к психологу для получения оценки происходящего и разработки плана действий.
- 4–7 балла. Скорее всего это состояние можно описать, как зависимость ребенка от гаджетов. Это серьезная и сложная проблема. Следует обратиться к психологу для получения оценки происходящего и разработки плана действий.