: Время прочтения:

Заметка о воспитании детей в эру информационных технологий.

Иногда складывается ощущение, что весь мир вокруг опасен. На биологическом уровне наш мозг еще не готов принимать и обрабатывать такое количество информации с той скоростью, с которой она становится доступна в эпоху информационных технологий. Из-за этого возникает тревога: в любой конкретный момент жизни мы обязательно упускаем что-то из виду, и знаем об этом. Как справиться с тревогой за ребенка, растущего в этом информационном потоке?

Страх информации

Вдруг он увидит что-то неприличное? Что, если она узнает что-то, чего знать еще нельзя?

Именно с такими вопросами обращаются родители, которые боятся, что их ребенок получит какую-то информацию, которая кажется им опасной. К сожалению, мир теперь устроен так, что любая информация может быть легко получена, хотят ли родители этого или нет. Если ребенку очень захочется увидеть ЛЮБУЮ страничку, то он всегда найдет способ это сделать: не через домашний компьютер и свой телефон, так через телефон одноклассника или компьютер в школе.

Это и правда пугает.

Первая и вполне понятная реакция любого родителя — запретить, ограничить, усилить контроль, наказать. Работает ли это? Нет. Интернет в стране не запретишь, а это значит, что как бы туго гайки ни были закручены — информация будет получена.

Страх связей

А вдруг он попадет в лапы мошенников? Вступит в какую-нибудь плохую группу?

Такими вопросами задаются родители, которые опасаются какого-то негативного воздействия на ребенка со стороны других людей. Важно помнить, что по сути интернет, смартфон, телевизор — лишь новые инструменты для продвижения тех или иных социальных правил, установок, моделей поведения. Другие люди влияли и будут влиять на нас независимо от них. Странные и опасные сообщества создавались и будут создаваться в реальной жизни.

Это тоже пугает.

Опять же, первая реакция родителей — оберегать. Но работает ли это? Нет. Единственный способ избежать воздействия других людей — посадить ребенка в одиночную камеру без права переписки.

Гаджетозависимость. Ребенок в сети.
 

Как же быть? Неужели нужно просто пустить все на самотек?!

Конечно нет. На самотек — это сделать вид, что вы никакого влияния на ребенка не имеете. Такого в природе не бывает. Вы многое можете сделать.

  1. Самому получить информацию и стать специалистом. Например, известно, что информация сама по себе не может «испортить» ребенка (например, информация о суицидах в подростковой среде не может заставить благополучного ребенка самому попробовать). А вот то, как на нее отреагировали родители — вполне (например, мама требует закрыть весь интернет в доме, ребенок злится на нее за это, происходит ссора, в результате которой ребенок с целью испугать маму наносит себе повреждение или встает на подоконник). Знаете ли вы, что такое селф-харм? Знаете ли вы в чем суть той компьютерной игры, которую любит ваш ребенок? Узнайте. Не для того, чтобы ужаснуться и начать ограничивать доступ, а для того, чтобы владеть достоверной информацией о том, как все устроено в мире вашего ребенка.
  2. Покопаться в себе. А что конкретно пугает? Какую страшную картинку рисует вам ваше сознание? Постарайтесь посмотреть на нее чуть более отстраненно и хладнокровно: реально ли это? Какова вероятность именно такого исхода? Что вы на самом деле можете сделать в целях профилактики? Какой информации вам не хватает? А какие еще могут быть варианты? И почему нужно концентрироваться именно на плохом?
  3. Разрешайте ребенку получать опыт. Все родители надеются, что, рассказав о своих злоключениях, они смогут уберечь детей от совершения собственных ошибок. В реальности это почти никогда не работает. Напротив, настоящий урок человек получает только «набивая свои собственные шишки».
  4. Об этом так часто говорят и пишут, и тем не менее — выстраивайте доверительные отношения с ребенком. Если до 15-16 лет вы с ним толком не общались — уже сложно что-то сделать. Начинать надо заранее, в самом раннем детстве. Что такое доверительное общение? Во-первых, это когда люди относятся друг к другу, как к равным. Т.е. к ребенку не относятся как к другому виду существ, к нему относятся, как к человеку, такому же как все, с которым можно говорить на любые темы и который точно также может к вам обратиться на любую тему. Во-вторых, это постоянное формирование модели поведения «есть вопрос — мама/папа даст ответ». Если вы надеетесь, что вопросы возникнут в 13-15, и вот тогда ребенок придет к вам — этого не произойдет. Вопросы «как» и «почему» возникают как только ребенок учится говорить. И если в этом возрасте вы отмалчиваетесь, отшучиваетесь, отправляете его к другим людям, то вы формируете модель поведения «есть вопрос — обратись сразу к кому-то кроме мамы/папы». Такой ребенок не придет к вам за советом, привычки нет, а отправится в интернет.

Все родители всегда волнуются за своих детей. Эта тревога часто заставляет нас оступаться и совершать ошибки: передавливать или наоборот слишком отпускать ребенка. Главное помнить, что, признав ошибку и изменив поведение, мы почти всегда можем многое изменить в лучшую сторону.