: Время прочтения:

Интервью Директора нашего Центра в журнале «Медработник ДОУ» (7, 2015) на тему «Детям нужна квалифицированная помощь».

Медработник ДОУ - Ромм А.А.
Медработник ДОУ - Ромм А.А.
Медработник ДОУ - Ромм А.А.
Медработник ДОУ - Ромм А.А.
Медработник ДОУ - Ромм А.А.
Медработник ДОУ - Ромм А.А.
 

Анна Александровна, спасибо, что согласились дать интервью нашему журналу. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Что привело Вас к работе с детьми, которые испытывают психологические проблемы?

Я родилась в семье потомственных психиатров. Мой дед — Маркс Хаймович Гонопольский — известный психиатр, профессор, доктор медицинских наук, академик медицины и психиатрии России, США и Евразии 40 лет был главным психиатром Казахстана. Вместе с Э.А. Бабаяном он выделил наркологию из психиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину и написал первый учебник по наркологии. Мой отец Александр Марксович Гонопольский — тоже психиатр и психотерапевт, кандидат медицинских наук. Моя мама — Виктория Николаевна Гонопольская — врач психиатр-психотерапевт высшей категории.

С раннего детства все были уверены, что я тоже пойду по стопам родителей, но по окончании школы мое подростковое сознание взбунтовалось против семейной традиции: вместо медицинского я поступила в Московский банковский институт, который окончила с красным дипломом. Однако со временем гены взяли свое: я так и не смогла уйти далеко от медицины и решила применить свое экономическое образование на ее благо, поэтому начала работать в Центре ментального здоровья «Альянс», который основали мои муж и отец. Меня всегда очень волновали проблемы детей, нуждающихся в квалифицированной психологической помощи, и, когда мне пришла в голову идея создания нового детского психотерапевтического центра, я без сомнений и колебаний решила возглавить его.

Вы являетесь генеральным директором Центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан». Чем занимается Ваш центр и почему Вы выбрали именно такое направление работы?

В Центре ментального здоровья «Альянс» специалисты работают только со взрослыми пациентами с различными нервно-психическими расстройствами, но при этом к нам очень часто обращались родители, дети которых нуждались в профессиональной психологической или психотерапевтической помощи. В процессе работы с ними наши специалисты сталкивались не только с психологическими проблемами, но и с заболеваниями психосоматического характера. Поэтому мы решили создать специализированный медицинский центр, который будет заниматься проблемами, заболеваниями и расстройствами психосоматического спектра у детей.

В чем основное отличие центра «Алвиан» от других лечебно-профилактических учреждений, которые занимаются детскими проблемами?

Главное отличие нашего центра заключается в том, что при оказании психологической и психотерапевтической помощи детям основное внимание уделяется все-таки медицинской помощи. Это означает, что все корректирующие программы дети проходят под наблюдением дипломированных врачей, а не только педагогов и психологов. Это позволяет более точно определить истоки проблемы, выявить сопутствующее заболевания и обеспечить детям комплексную помощь всех профильных специалистов.

Что такое психосоматические заболевания?

Причины данных заболеваний кроются в психике человека. Однако это не означает что заболевание придумано симптомы у него самые настоящие, только причины их кроются гораздо глубже. Иными словами, на развитие соматических (телесных) заболеваний у детей часто влияют именно (психологические факторы).

А как часто встречаются у детей психосоматические заболевания?

Гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд. К тому же психосоматические заболевания доставляют больше всего переживаний и беспокойств родителям и неприятностей детям, так как в этом случае очень сложно определить истинную причину заболевания и назначить грамотное лечение. Изначально родителям приходится водить детей к терапевтам, гастроэнтерологам, кардиологам, аллергологам и пульмонологам, сдавать анализы, которые не показывают отклонений, принимать лекарства, которые не помогают. При этом истинные причины кроются в психике ребенка, и ему нужна помощь совершенно других специалистов — детских психотерапевтов. Однако зачастую к таким врачам родители обращаются только после того, как потеряют много времени на безрезультатное лечение у профильных специалистов.

Специалисты Центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан» успешно работают с различными видами нервно-психических расстройств у детей. С какими проблемами чаще всего обращаются родители в Ваш центр?

Мы очень часто сталкиваемся с детской гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, протестным поведением, различными детскими страхами, дисбалансом детско-родительских отношений. Однако особенно часто к нам обращаются родители с детьми с расстройствами аутистического спектра: синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством, детским, атипичным и высокофункциональным аутизмом и другими расстройствами развития. В центре «Алвиан» детям с такими отклонениями уделяется особое внимание.

Я с гордостью хочу сказать, что нам удалось собрать уникальную команду высококлассных специалистов, которые оказывают комплексную помощь детям с любыми видами аутистических расстройств. С такими детьми у нас работают одновременно специалисты разных направлений: психологи, нейропсихологи, психотерапевты, логопеды, неврологи, физиотерапевты, а при необходимости привлекаются и врачи других специальностей. Для терапии и реабилитации детей с аутистическими расстройствами в нашем центре применяются как классические, так и уникальные авторские методики. Для каждого ребенка по результатам диагностики мы разрабатываем индивидуальную программу коррекции, наиболее эффективную в каждом конкретном случае.

При раннем детском аутизме наши психологи используют игровые и творческие методики, которые помогают лучше раскрыть творческий потенциал малыша: танцевально-двигательную, песочную терапию, арт-терапию и др. Для нейропсихологической коррекции с детьми проводятся специальные игры, двигательные упражнения, дыхательная гимнастика и телесно-ориентированная терапия. При реабилитации малышей с ранним аутизмом наши логопеды развивают у них речевые навыки, помогают наладить контакт с внешним миром и учат адекватным способом выражать свои переживания. Индивидуальный подход и применение современных методик, эффективность которых доказана многолетним опытом наших специалистов, способствует социальной адаптации и облегчает жизнь детей с любыми расстройствами аутистического спектра.

Изменился ли за последнее время уровень психического здоровья детей?

Тенденция тревожная: психологические проблемы той или иной степени тяжести встречаются у детей все чаще и чаще. Однако взрослым нужно знать, что своевременное обращение к специалистам поможет полностью решить многие проблемы, а в сложных случаях врачи помогут детям лучше адаптироваться к окружающему миру и тем самым повысить качество жизни как детей, так и их родителей.

Какие факторы могут негативно повлиять на психику ребенка?

В первую очередь сложности, связанные с изменениями в семейной жизни: развод родителей, потеря близких, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы. Однако это факторы внешние, а кроме них могут быть и скрытые факторы, влияющие на детей только косвенно: стресс, усталость и переживания родителей, недостаток родительского внимания и любви. Хочется особенно отметить такие тревожные факторы, как гаджет-зависимость, зависимость от телевизора и даже интернет-зависимость, которая существенно помолодела в последние годы. На эти симптомы родители обычно не обращают внимания до тех пор, пока они не перерастают в серьезную проблему, которая может угрожать здоровью или даже жизни их ребенка.

Какие методики диагностики, лечения и коррекции используют в своей работе специалисты Вашего центра?

Наши специалисты используют проверенные современные методики психологической коррекции, психотерапевтические методы, которые традиционно применяются в мировой практике, и собственные авторские методики. Мы используем методы когнитивно-поведенческой и танцевально-двигательной психотерапии, БОС- и арт-терапии, сказко-, музыко-, драма-терапии, техники телесно-ориентированной терапии, методы аутентичного движения, песочной игры и ряд других эффективных современных методик, а также специализированные тренинги и медицинский массаж. У нас есть уникальные интерактивные программы, йога-терапия и развивающие программы для детей разного возраста.

Работаете ли Вы с родителями над проблемами их детей?

Конечно! При коррекции психологических проблем у детей работа с родителями выступает важной частью реабилитационного процесса, поэтому родители проблемных детей проходят у нас курс сопутствующей психотерапии. У нас также есть специальные программы для родителей, которые помогают подготовить ребенка к ДОО или школе.

Что является самым трудным в работе с детьми и их родителями?

Наибольшую трудность представляет неспособность или нежелание родителей обращать внимание на тревожные симптомы у ребенка или признать, что в семье есть проблемы. Вместо того чтобы вовремя обратиться за консультацией к психологу, родители зачастую отказываются признавать тот факт, что у ребенка проблемы, и успокаивают себя тем, что это временные трудности, которые ребенок переживет. В результате проблема только обостряется и может привести как к психосоматическим заболеваниям, так и к серьезным психическим расстройствам.

Как нужно воспитывать ребенка, чтобы избежать развития у него нервно-психических расстройств или психологических проблем? На что родителям нужно обращать особое внимание?

Известно, что появление психологических проблем может быть связано с неблагоприятными событиями в семье. Семейные конфликты, непоследовательность в системе поощрений и наказаний, недостаток родительской любви, отсутствие одного из родителей, чрезмерная опека, безразличие взрослых к интересам и проблемам ребенка могут стать сильными психотравмирующими факторами, которые, в свою очередь, могут оказать негативное влияние на адаптационные возможности ребенка в окружающей среде и привести к развитию серьезных психологических проблем и даже психических заболеваний. Родители должны обращать особое внимание на особенности и закономерности развития своего ребенка, научиться общаться и взаимодействовать с ним по любым вопросам и уметь предотвращать и разрешать любые межличностные конфликты ребенка со взрослыми. Воспитание должно быть гармоничным. Для достижения гармоничных отношений с ребенком родители должны научиться принимать его таким, какой он есть, понимать его особенности и быть активными соучастниками жизни и развития малыша на основе взаимопонимания, сотрудничества и партнерства. Достичь этих целей родителям помогут совместные игры, упражнения, специальные тренинги и обучающие занятия.

В каких случаях необходимо немедленно обращаться за медицинский помощью?

Нужно обязательно обратиться к специалисту, если ребенок гиперактивен, очень криклив, плохо засыпает, страдает энурезом, испытывает затруднения с речью или заикается. Если ребенок начал терять связь с внешним миром, если он молчалив, замкнут и много грустит, а вместо игры с друзьями предпочитает одиночество, если он всего боится, отказывается от привычных удовольствий, грызет ногти, очень много или очень мало ест, если ему снятся страшные сны, нужно немедленно обратиться к детскому психологу. Но сигналом SOS могут быть не только нарушения поведения, но и симптомы некоторых заболеваний, которые также могут иметь психологические корни: частые боли в области живота, заболевания дыхательных путей (например, бронхиальная астма), проблемы с пищеварением, аллергия и даже хронические заболевания.

Очень часто причиной соматических заболеваний у детей служат нарушения нервно-психического здоровья. Приходилось ли специалистам центра с этим сталкиваться и как происходит решение проблемы в таких случаях?

С такими случаями приходится сталкиваться очень часто. Например, терапевт лечит беспричинное повышение температуры, когда в организме нет вирусов, кардиолог не может понять причину одышки, так как нет нарушений сердечнососудистой системы, гастроэнтеролог не может обнаружить причины болей в животе, поноса или рвоты, аллерголог не может вылечить сыпь, так как в анамнезе нет аллергии.

Если такие заболевания носят психосоматический характер, в этих случаях обычные лекарства не помогают. Тогда на помощь приходят наши специалисты-психотерапевты и психологи, и проблема решается психотерапевтическими методами, которые выбираются в каждом случае индивидуально.

В центре «Алвиан» осуществляют также коррекцию задержек психического и речевого развития. Как часто обращаются родители с такими проблемами?

Действительно, задержки речевого и психического развития в настоящее время встречаются часто, и наши специалисты накопили большой опыт в решении таких проблем. Как правило, любые задержки развития у детей служат комплексной проблемой, и для их быстрого и эффективного решения необходима командная работа нескольких специалистов. Главным отличием нашего центра выступает то, что задержками развития у нас занимаются не только логопеды, но и специалисты смежных направлений с их авторскими методиками. При работе с такими детьми мы используем весь арсенал методик, который есть в распоряжении наших психологов и психотерапевтов, в том числе и современные методы физиотерапии. Одна из наиболее безопасных и эффективных методик лечения — транскраниальная микрополяризация, успешно применяемая для терапии различных заболеваний ЦНС. Хочется отметить, что при таком комплексном подходе мы нередко бываем поражены компенсаторными возможностями детского организма, когда врачам удается добиться значительных успехов даже при самых неблагоприятных прогнозах. В таких случаях мы призываем родителей не отчаиваться и верить в своего ребенка: совместные усилия наших специалистов обязательно приведут к положительным результатам.

Какой наиболее яркий случай из Вашей практики Вам запомнился больше всего?

Каждый случай нашей клинической практики по-своему яркий и уникальный, но один случай я до сих пор не могу вспоминать без слез. В наш центр обратились за помощью родители маленькой девочки с тяжелой формой аутизма. Девочка была очень закрытая, неконтактная, ни с кем не разговаривала, все время отводила взгляд в сторону, избегала любого прикосновения и не произносила ни звука. Наши специалисты начали с ней работать, и однажды во время очередного визита в наш центр эта девочка вдруг подошла ко мне — совершенно постороннему человеку, посмотрела мне в глаза, взяла меня за руку, сказала: «Рыбки, рыбки!» и повела к аквариуму. В тот момент слезы радости не смогли сдержать не только родители, но и наши врачи: открытый взгляд и доверчивые прикосновения малышки, которая еще недавно боялась выглянуть из своей психологической темницы — лучшая награда за усилия наших специалистов.

Сейчас много говорят о гаджет- и интернет-зависимостях. Насколько актуальна эта проблема для детей дошкольного возраста?

Эта проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, и в ней виноваты сами родители: они дают детям гаджеты, а потом малыши не могут без них обойтись, начинают нервничать, капризничать, плакать. Нужно помнить, что для детей дошкольного возраста максимальное время пребывания у любого экрана, будь то электронная игрушка или мультфильмы по телевизору, не должно превышать 20 минут в день.

Какие ошибки в воспитании ребенка, которые могут послужить причиной возникновения у него психосоматических заболеваний, чаще всего допускают родители? Что не должны делать родители, если у ребенка возникли некоторые тревожные симптомы?

Главная ошибка — нежелание замечать зарождающуюся проблему. Нельзя отмахиваться от явных или косвенных признаков грядущей психологической проблемы — родители должны не бояться обращаться к профессионалам. В данном случае лучше перестраховаться, чем упустить время и позволить небольшому психологическому отклонению перерасти в серьезную проблему с психикой. Нельзя заниматься самолечением или подменять врачебную помощь советом родителей сверстников или соседки.

В чем состоят преимущества центра «Алвиан» при оказании помощи детям с отклонениями или особенностями развития?

Каждому ребенку, независимо от состояния его здоровья, помощь в нашем центре оказывается под наблюдением опытных дипломированных врачей, в том числе клинических психологов и психотерапевтов. У нас работают профессора, доктора и кандидаты медицинских и психологических наук. Мы сотрудничаем с ведущими российскими лечебными учреждениями и используем в работе все новейшие методики диагностики и коррекции психологических проблем у детей.

В нашем центре при коррекции детских проблем мы используем одновременно классический медицинский подход в сочетании с авторскими методиками, хорошо зарекомендовавшими себя, в том числе и в мировой практике. Это создает синергетический эффект и приводит к быстрым и устойчивым результатам. Для работы с особенными детьми мы используем сочетание двигательных и терапевтических методик, йога-терапию. Занятия психологической йогой помогают детям с особенностями развития лучше понимать и принимать себя, преодолевать трудности и увереннее чувствовать себя в окружающем мире.

Нужно ли готовить ребенка к поступлению в ДОО или школу?

Важно не забывать, что для поступления в любое образовательное учреждение очень важна психологическая подготовка. Если у ребенка проблемы с адаптацией, ему нужны особая поддержка и внимание со стороны взрослых, а излишняя требовательность и принципиальность воспитателя могут стать серьезным препятствием к благополучной адаптации к новому этапу жизни. Осложняющими факторами служат конфликты в семье и необщительность родителей — дети непроизвольно копируют черты их поведения, начинают вести себя неуверенно и нерешительно, и это осложняет их отношения со сверстниками.

Девочек с нервными нарушениями рекомендуется отдавать в детский сад не ранее 3 лет, мальчиков — не ранее 3,5 лет. Если ребенок единственный в семье, часто болеет или испытывает страхи, приучать его к садику нужно постепенно, начиная с короткого знакомства, а дома больше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, чтобы разрядить накопившееся у него напряжение.

Какую роль Вы отводите медицинским работникам ДОО в профилактике и ранней диагностике нарушений психического здоровья?

Диагностика нарушений психического здоровья у детей — проблема комплексная, требующая внимания нескольких узкопрофильных медицинских специалистов, и заниматься ею должны профессионалы. Перед медицинскими работниками ДОО стоит совсем другая задача: найти подход к каждому ребенку и научиться грамотно, адекватно и равноправно взаимодействовать с проблемными детьми и их родителями. Медицинский работник ДОО должен понимать особенности развития каждого ребенка и обязательно учитывать их в повседневной практике, а также уметь предотвращать и разрешать конфликты, которые могут возникать между детьми в группах ДОО или между детьми и взрослыми — воспитателями, родителями.

Анна Александровна, благодарю Вас за столь содержательные ответы. Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?

На плечах медицинских работников ДОО лежит тяжелый, но почетный груз — они являются «родителями» сразу всех детей, которые посещают учреждение. Я желаю всем выдержки, терпения и успехов в вашем благородном деле. Вам выпала святая миссия — уделять внимание многим детям, быть для них и мамкой, и нянькой, и образцом для подражания. Я желаю вам с честью выполнять эту ответственную миссию.

Беседовала Л. В. Макарова